2012sillybilly (2012sillybilly) wrote,
2012sillybilly
2012sillybilly

Category:

ПАРАХОД №47....шухер на яхте...

 original    original2....пожар на С.Марии...

Вот решил поделиться кой-каким своим практическим опытом борьбы с "шухером на яхте". Напомню, я не претендую на гордое звание "капитана дальнего плавания", и просто сделал кой-какие наблюдения при переходе С.Петербург-Сингапур на моторной яхте  С.Мария (15 х 6метров, сталь, 80лс х2шт.). Да и при строительстве ката Лиза(18 х 7м, 160лс х2шт, грот, бизань) внедряю свои задумки.Вот ими то  и поделюсь. Но сначала перечитайте как может выглядеть "шухер на яхте"  http://2012sillybilly.livejournal.com/2012/06/07/   


Первое. Яхту заранее надо подготовить в возможным губительным инциндентам. Самое страшное, это конечно пожар. Любые современные яхты если загораются, то потушить пожар на них практически не возможно, ведь производители яхт (до 60..80футов) даже и не стараются обеспечить хоть мало-мальскую защиту от распространеия огня. Если вы сами проектируете и строите яхту, то есть возможность обеспечить ряд противопожарных мероприятий. Сюда включаются металлические ГЛУХИЕ трюмные переборки .Между каютами, обязательно между двигателем и остальным корпусом, они же обеспечат стойкость к затоплению. Нужно практически полностью исключить применение дерева и фанеры, они горят долго и жарко(надстройка на С.Марии была бак.фанера!). Звуко-теплоизоляция на основе вспененого полиуретана конечно тоже горит (обратите внимание, листы полиуретана маркируются разной степенью горючести), но подобный материал в основном разгорается в "чужом" пламени, а сам по себе быстро тухнет. 

Можно конечно организовать собственную систему автоматического пожаротушения, но это выходит за рамки этого топика. 

Про то, что причиной пожара в первую очередь является повреждение электропроводки, я уже рассказывал- так согрел мой кат С.Мария (у него новые владельцы отключили УЗО). Я уже неоднократно писал, что ипользование УЗО обязательно на любой лодке(приводил схемы его включения). Даже если яхта стандартная, то нужно в обязательном порядке переделать электросистему и включить в нее УЗО. 

На любой яхте (и на моем новом кате Лиза), полно пластика. Этот материал в момент начала пожара (пока еще не поднялась общая температура) опасен в первую очередь ядовитым дымом. Первый вздох лишает возможности бороться с пожаром, а третий как правило вообще смертельный! Поэтому для успешной борьбы с пожаром в начальной стадии обзаведитесь обычными противогазами (на активированном угле-моноблоки, они нейтрализуют ядовитый хим.дым, стоят копейки). Так  у вас появляется возможность зайти во внутрении помещения яхты и начать борьбу с огнем. Отлично под рукой на открытой палубе держать и собранный комплект акваланга (танк,жилет,октопус,маска). Этот набор в случае чего позволит и оперативно нырнуть и освободить зацепившийся на дне якорь... 

Про обязательное наличие БОЛЬШИХ! огнетушителей говорить не надо. На кате С.Мария у меня была и отдельная производительная противопожарная помпа способная в несколько минут полностью залить любой из 8 независимых отсеков, достаточно было подойти и бросить в него рукав. К сожалению новые хозяева С.Марии и этот насос выбросили за ненадобностью... 

Надо знать, что если у вас пошел дым из двигательного отсека (вы предполагаете там пожар). Не торопитесь открывать в него люк!!! Ведь отворив его вы пускаете в трюм воздух и может произойти взрыв! Так мой приятель Френк, в подобной ситуации, обжог себе лицо и тело, на его яхте сорвало масляный шланг с коробки, масло разбрызгалось по трюму и задымело. В момент открытия люка произошло его возгорание. Все это усугублялось налетевшим шквалом.

Конечно нужно на яхте максимально использовать медную трубку в качестве топлипровода.

Аккамуляторные батареи располагать как можно выше и легко доступно!. Это  выполнимо на катамаранах и малореально на монохолах. На ЛИЗЕ они у меня находяться выше уровня полного затопления ката. Нужно рядом с ними иметь топорик- рубить кабеля при пожаре.

*********************************************************************

Второе. На случай шухера надо иметь укомплектованную сумку со всем необходимым для автономного нахождения на спасательном плоту. Замечу, что для хорошей яхты плот необходим только во время пожара. С момента возгорания до невозможности пребывания на борту может пройти всего несколько десятков секунд. В такой сумке(неопрен, на змейке от дайв оборудования) я держал- плавающую рацию(70$), ракетницы(12шт), рыболовные крючки с леской, ручной опреснитель (750$-шикарная штуковина), датчик подачи сигнала бедствия на спутник(100$- спот), документы на яхту и паспорта в пластиковом непромокающим боксе. Про наличие минимум одного плота и не упоминаю. В следующий раз возьму их пару. Спас-жилеты лучше дежать на открытой палубе в рундуке.

Третье. Важно знать, что покидать борт яхты и высаживаться в спас.плот надо в основном при сильном пожаре, или когда яхта практически уже погрузилась под воду. Зачастую находят в окиянах яхты без экиажа, спас.плота нет, а на яхте следы шторма. Если вы сами конструируете яхту, то замечательно обеспечить ее абсолютную положительную плавучесть. Так на кат С.Мария, а теперь и кат ЛИЗА абсолютно непотапляемы. На ЛИЗЕ для этого использован вспениный полиуретан обьемом 30 м.куб, а ведь еще масса полостей, топливных и водяных баков(они тоже придают положительную плавучесть). Имея такой параход психологически становиться проще, ведь даже в условиях полного затопления поплавков кат будет плавать, на нем даже можно ставить паруса. На случай пожара в каютах достаточно закрыть в них двери(спец.каленое стекло), пламя должно само угаснуть, ведь каюты это абсолютно герметичные металлические емкости. Так же и с двиг.отсеками, их не надо открывать, а просто затопить насосом через специальные вваренные трубы выходящие в рундуки. Воздушная вентеляция двиг.отсеков перекрывается с задней палубы путем набрасывания любого куска материи.

Насчет переворотов катамаранов. Это возможно только при неудачном стечении обстоятельств, когда паруса не зарифлены. Если парусное вооружение опущено (можно оставить стаксель), то даже теоретически сложно представить условия для переворота. Но на этот случай на моих катах на мосту (снизу) соеденяющим поплавки приварены уши, между которыми натянута веревка. Европеских производителей катов обязывают встраивать в днище и спец. выходные люки. 

Практика показала, что когда выключаешь двигатель и парусов нет, то кат ведет себя как обычная пробка выброшенная в океан. Даже в условиях большого волнения на борту комфортно. Так я несколько часов ожидал разрешение на вход в Коломбо(Цейлон), двигатели пришлось выключить (потекли нерж.глушители-трещевидная ржавчина). Волна была более 5 метров, и налетел белый шквал, ветер превысил 65узлов. Сам удивился, кат спокойно взлетал и соскальзывал с волн, ударов и качки практически не было. Скажу, что максимальный штром в который мы попали при выходе с Родоса был ужасен. Волна была высотой более 10 метров, мне пришлось развернуться к ней кормой (кат не мог носом на нее забраться) и пойти на Кипр. Волна была достаточно крутой, кат оказавшись на ее гребне соскальзывал форштевнем вниз и летел во впадину, удара не следовало, он начинал по инерции взбираться на следующую волну. Сзади догоняла другая волна, захлестывала палубу (0.5м воды), давая пинок под зад.... Тогда высоту волны прикинул следующим образом, учитывая на глаз угол наклона волны и ее длинну вычислил высоту. Да и стоя на верхней палубе (высота глаз над уровнем океана около 6метров) верхушки волн были значительно выше. Не пытайтесь в шторм пытаться укрыться в порту, вам не дадут разрешения на заход пока волнение не утихнет. Лучше отойти от берега миль на десять.

Интересное личное ощущение, когда знаешь что тебя догоняет шторм, то страшно. Мурашки бегают по коже и поджилки трясутся. Зато когда оказываешся в его эпицентре, то наступает полный кайф. Какое-то наслаждение от борьбы, на этот случй всегда держу под рукой музыкалные записи Литл Ричарда (тутти-фрутти и пр.). 

Важно оборудовать кат специальными экранами защищающими входную кормовую дверь (как правило большие стекла), от заливания. Да и попасть в двиг. отсеки когда сверху полметра слой воды невозможно. На ЛИЗЕ входы со стороны кормы оборудованы нерж калиточками на мощных петлях. Снаружи на нерж. трубки калиток прикреплю 12мм поликарбонат. Попавшая вода должна уходить с задней палубы уходить через кормовые клюзы

Итак, выполнив все что я посоветовал вы сможете расслабиться и замешать себе мохито или скрю-драйвер даже когда (не дай бог) ваша посудина попадет в беду... главное- запас рома и колы держите повыше, так не надо будет нырять за ними в затопленную штормом яхту, пока вас не прибьет к берегу или не подьедут спасатели))))... 

 ....усе... пойду уж красного плесну в стакан.... может еще чего вспомню.......

ЗЫ.. странно... выпил и не вспомнил(((.. но не по теме- кровати на кате лучше располагать поперек поплавков... не знаю как на монохоле, а на катах при продольном расположении кровати раскачивается тело- типа, спина приклеена к простыне, а тело переваливается туда-сюда... это достаточно дискомфортно((((... описанный  эффект я понял на С.Марии, капитанская кровать стояла вдоль, а диванчик в ней, для чтения книг- поперек, так на нем качку было проще переносить... к сожалению проектируя Лизу я забыл об этом свойстве-там койки продольные...

*********************************************************************************************************** 

ЗЫЫ... Важно не только правильно раскрепить плотик на корме (бывает их смывает штормом), но и привязать к нему веревку такой длинны, чтобы бросив плот за борт он находился свободно плавая в воде. Веревку одним концом привязываем намертво к параходу, а другим за карабин одетый на ручку аварийного открывания плотика (как правило это веревочная петля). Выполнение этого позволит не потерять плот при выбрасывании его за борт (распространная частая ошибка в условиях шухера), а наличие карабина позволит быстро открепить плот от уходяшей под воду яхты. Ведь руки будут дрожать от шока, вода может быть холодной и обычный мокрый узел быстро развязать может не получиться- плот утонет вместе с яхтой.  

Кстати, проверьте себя на дееспособность в случае шухера. Если вы в кизисной ситуаци краснеете (лицо и пр.) и покрываетесь красными пятнами (это "плохой" адреналин), то вы потенциальная жертва и вам лучше довериться лидеру. Лидер же в условиях стресса бледнеет и его "хороший" адреналин повышает реакцию, придает силы и т.п.

Еще на случай шухера не забудте хорошо укрепить на яхте иконку (Николая угодника или св. Артемия Коневецкого) - это хороший старинный обычай, если она падает то это не к добру... проверено наличном опыте! 

Вспомнился случай, уж не помню рассказывал или нет. Как только выщли на Цимлянское водохранилище, то диспетчер канала по радио запросил разрешенный район плавания. Я-идиот, гордо ответил, что у нас "океанский" параход и эта лужа нам по колено. Наступала ночь. Вдруг из полного штиля задуло так, что под короткими 3..4метровыми волнами было видно песчанное дно. С.Мария шла против волны, справа рядом с нами был обрывистый берег. Я не мог развернуть кат, боялся, что боковой волной его перевернет. Команда сама одела спас.жилеты (это случилось всего один раз за весь путь до Сингапура). Все поднялись на верхний мостик и згрудились рядом со мной, было видно что им страшно... Тут волной накрыло кат (а верхняя палуба это 4.5 метра от ватерлинии) и развернуло прожектор в небо... Через пару минут над нами стали кружиться два белых голубя (а ведь это было глубокой ночью, когда эти птицы слепы)... кто-то сказал- "...пипец, приехали..." - типа ангелы нас прилетели забрать на небо...

Выбрав волну пониже я развернул кат и  отошел на противоположный пологий берег. По радару  нашел какую-то протоку уходящию в камыши, там и выбросились на берег... спали до середины следующего дня... Сутки приходили в себя и пытаясь слезть обратно в воду задней передачей размывали себе лунку под катом (в шторм вода была повыше) ведь мы лежали почти на сухом берегу...

До сих пор не знаю откуда прилетели эти белые голуби.. может бог послал, а может ураганным ветром их сорвало с ночевки, а увидив свет прожектора уходящий в небо они и прилетели... 

Вот и еще один совет нарисовался. Мой опыт подсказывает, что в условиях ночного шторма при отсутствии луны отлично выручает свет прожекторов подсвечивающих воду перед форштевнем (один чуть на левый борт, второй прожектор на правый). Третий прожектор освещает воду за кормой. Прожектора должны испускать не сконцентрированный узкий пучок, а давать чуть рассеяный луч (30..45гр). В шторм поверхность воды покрыта пеной, которая отлично отражает свет прожекторов. Когда видишь подлетающую волну, то можешь чуть отвернуть кат на нее, да и волна захелестывающая корму тоже заранее читается и психологически легче себя подготовить под этот удар. Я тут рассуждаю не как опытный капитан, а как обычный обыватель- "садовод" который оказался за штурвалом яхты и отвечает за жизнь других. Ведь ночи на океане бывают абсолютно черными и не видно ладошки на вытянутой руке, тогда каждый удар невидимых волн жутковат...

ЗЫЫ... только посмотел фильм Капитан Филипс(Том Хэнкс,2013г)...  снято правдоподобно, пираты как пираты... вспомнилось как  капитан  украинской команды сухогруза в Массаве хвастался дверьми обитыми жестью, еще подумалось- он полный дурак если расчтывает что эти фитюльки их защитят...украинская команда того сухогруза была морально подавлена, ведь впереди у них был путь через Баб-эль-мандебьский пролив и вдоль попережья Сомали на Кейптаун...  нам они говорили, что не поживем и суток выйдя за пределы порта ....не знаю как остальные, но я в тех тех краях уже через месяц становился другим человеком, психика менялась и на пиратов смотрел уже  как на жертв (типа- все "похую")... все смотрим КапитанФилипс... 

 ЗЫ...продолжение  http://2012sillybilly.livejournal.com/99840.html

 

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments