Свободы хочется и денег. Сидеть бы на палубе, трескать вино... А вечером -дамы... А П Чехов


Previous Entry Share Next Entry
ПАРАХОД №46... молниязащита...
...хочу в окиян...
2012sillybilly

р 

Эта очень-очень важная тема для яхт! Большинство известных мне парАходов плохо или вообще не защищены, а ведь моря-окияны, особенно в тропиках, изобилуют грозовыми разрядами... 


Вот мне пришла книга-пособие по обслуживанию яхт которую рекламировал в части коррозионной защиты http://www.amazon.com/Boatowners-Mechanical-Electrical-Manual-Essential/dp/0071432388/ref=pd_ys_sf_s_283155_b5_6_p?ie=UTF8&refRID=1P8DSJJ2NRNQ5DH80KCQ Пролистав ее я вспомнил об еще одной теме-система защиты от молний, кстати в этой книге дан только общий подход, без детального углубления.... Ниже я расскажу, как быстро и доступно самому можно усовершенствовать свой парАход практически не внося в него серьезных тех.изменений...

Самое грустное, что у меня на кате эта система продумана плохо, т.е. вообще не продумана. Конечно я уповаю, на полную экранизацию металлического корпуса внутренних помещений яхты. Это как у самолета, ему удар молнии малоопасен, электрический разряд образует корону на внешней оболочке и внутрь не проникает. А мачты у яхты при этом являются своеобразным громоотводом. Однако внутреннии дивайсы и проводку(как 12в, так и 220в) следует дополнительно защитить. У пластиковых  лодок все значительно сложнее, такие яхты на порядки более уязвимы, чем металличские. Зачастую у них молния попав в мачту уходит в воду через двигатель-вал, датчики эхолота и т.п. разрушая их и выжигая всю внутреннюю электропроводку....

Буду рассматривать усовершенствования уже готовой яхты...

Конечно нужно иметь и "правильный" громоотвод, но это тривиально и выходит за рамки рассматриваемых тут тех.решений. Примененые ниже решения предполагают, что прямого удара молнии по электрическим цепям не будет(их примет на себя громоотвод) и они предназначены для исключения импульсных составляющих вызванных паразитными наводками от молний, или от любых других источников(раюотающих электродвигателей, берегового питания и пр.)...

Сразу разобью на три составляющие- защита цепей DC(12..24в),           AC(220в),               антенн...

1. цепи DC(12..24в)....  Как и для защиты цепей переменного тока рассмотрю только самые простые, но достаточно эффетивные устрйства. Одним из таких является гаситель перепадов напряжения собранный на лавинных диодах (обзывают-TVSS, TVS-диод или супрессор), такой электронный элемент можно просто вставить паралельно цепи 12вольт(между +12в и землей), например в раздаточных коробках откуда запитываются те или иные приборы (на мостике, штурманском столе и других...).  Они расчитаны на огромные(но непродолжительные токи). Скорость их срабатывания черезвычайно выска (выше чем у варисторов и газоразр.трубок, измеряется в еденицах наносекунд!) Чем больше их поставить, тем лучше, особенно на входе питания ответственных приборов (навигац.приборы, радио, спутн.телефон, электронные блоки управления двигателями и пр.). Будет вообще превосходно, если паралельно им поставить емкости, тогда броски напряжения можно вообще убрать.

Повторяю- установить их легко(пару часов работы), стоят эти дивайсы сосвсем недорого, да и защитят не только от молний, но и от любых бросков по цепи питания 12(24) вольт. Ниже показано как они обозначаются и принцип включения

tvs-diod защита

Принцип работы. Импульс поступает на диод, тот пробивается(коротыш), далее сгорает предохранитель. Кондюк помогает сгладить импульс. Результат-нагрузка цела.  

Широко распространены и хорошо зарекомендовали себя малогабаритные диоды TRANSZORBTM серии 1.5КЕ6.8 – 1.5КЕ440 (С)A 

Расшифровка маркировки-

характеристики ...нужно только выбрать напряжение пробоя (от 15вольт)...

они выполнены в малогабаритном пластиковом корпусе (диам.5мм х10мм) и их легко привинтить прямо под винтики на распределительных коробках откуда запитываются защищаемые приборы... Конденсаторы лучше взять помехоподавляющие, их я указывал в разделе про автопилот http://2012sillybilly.livejournal.com/63260.html, емкость-чем больше, тем лучше (сможет погасить больший ток).

Двунаправленые можо устанавливать на цепи переменного тока 220в, но их мощсность маловата и лучше использовать устройства указанные ниже....

2.цепи AC(220в).... Для защиты приборов переменного  тока (инверторы-зарядники, тв, холодильники, стиралки, посудомойки и пр.) существуют УЗИП (устройства защиты от импульсных перенапряжений и помех). Суть их работы сводиться к недопущению импульсных перенапряжений за счет пробоя импульса на нейтраль и землю. Они бывают разных типов, но для яхты скорее подходит тип3, класс D. Такие УЗИП можно встроить уже в готовую электропроводку. Важно правильно уметь их выбрать , думаю отлично  подойдут на варисторах. Основные параметры- скорость срабатывания не более-25нсек, наибольшее длительное допустимое рабочее напряжение=350...360вольт, минимальное остаточное импульсное напряжение на выходе(обычно 0.8..1.5квт).

УЗИП продаются в стандартных корпусах(как автоматы защиты) и их легко установить на яхте. Если упростить, то чем их больше, тем лучше. Они встраиваются параллельно питающим проводам. Оконечные УЗИП лучше установить вплотную к электроприборам (например рядом с розетками). Предыдущие ступени нужно раскидать по яхте, на входе берегового кабеля(так будет защита и от берегового перенапряжения) и на входе и выходе инвертора-зарядника. Такая последовательная установка обезопасит и от наведенного молнией импульса внутри цепи, а последовательное срабатывание УЗИП еще эффективнее сгладит импульс.

Внизу представлена упрщенная схемка поясняющая как встроитьУЗИП 

ас220в

...тут защита разбита на три ступени, схема трехфазная-переделывается в одно(двух) фазную путем исключения лишней фазы.... замечу, что чем больше УЗИП в каждой ступени, тем лучше (можно включать пследовательно 2..3шт)... для малых лодок, где динна проводов небольшая(менее 5...10м), лучше использовать  индуктивности(продаются готовые) иммитирующие искуственное удлиннение проводов, так легче будет сгладить импульсы... тут на схеме индуктивности стоят на выходе инвертора... про важность использования на яхте УЗО я уже рассказывал....

Осталсь определиться с конкретными марками УЗИП... их выпускают разные производители(АВВ и пр.)... но какие именно лучше-определюсь позже, главное стала понятен общий принцип работы и схема защиты АС220вольт... нужно знать, что лучше блоки УЗИП почаще менять, особенно после попадания в яхту молнии, когда они могут выйти из строя...

Да и для загородного дома, если вы конечно не хотите обновлять бытовые приборы после грозы)))), лучше встроить УЗИП.... 

Обратите вимание, УЗИП легко встраиваются в существующую цепь электропитания, ведь все соеденения делаются параллельны ей....

3.Защита антенн... .................................................................

4. Если вы раздолбай и поленились сделать описанное выше, то тогда перед грозовым фронтом соберите всю ручную электроннику (мобильники, спутн.тел, Дж-Пи-С, айпады и пр) и положите их в СВЧ(микроволновку). Печка устроена так, что идеально защищает от любых разрядов!

 i    5

5. Обратите внимание на конструкцию муфты между двигателем и валом. Если она изолирующая (имеет резиновую вставку), то это превосходно!, но если двигатель имеет электрический контакт с валом, то его надо особенно защитить, ведь эта массивная деталь в первую очередь будет притягивать на себя разряд. Да и стоит он дорого, а после удара молнии может просто оплавиться! Нужно знать, что в случае эдектр.соеденения двигателя с валом, лучше если отрицательный фидер запитывающий приборы и движок не имеет контакта с шиной идущей к цинковым анодам на днище. 

7. Самим в грозу нужно одеть обувь на толстой резиновой подошве и стараться не хватать за железные предметы. Особенно рекомендуется не выбирать(отдавать) цепь руками! Так, например метал.штурвал на лодках оснащенных гидравликой с медными трубками может притянуть на себя большой разряд(трбки длинные, мощые и их забывают заземлить)

3

8. Очень важно на пластиковых лодках проверить состояние и размер бронзовой пластины на которую сведены токоотводящие шины (с мачты, лееров, и т.п.). Если электроконтакт с ней плох, или она небольшая, то поражение яхты будет больше, чем если бы она  совсем не имела громоотвода. Некоторые продвинутые производители пластиковых яхт вкладывают в поверхности яхт металлические сетки обеспечивающие экранирование внутренних обьемов яхт, но это бывает к сожалению очень редко. Однако, если вы сами клеете лодку, то не поленитесь так сделать, это не сложно, но эффективно.

ЗЫ... знаю массу случаев, когда даже продвинутые яхты были полностью или сильно исковерканы ударом молнии... например, если я не ошибаюсь, Помошник капитана(самогонщик) менял аж всю проводку на своей шикрной яхте... 

Умные люди мне тут советуют не только напихать всякой технической всячины на яхту от молний, но и в грозу не забывать молиться))))....  икона еще с Конивца на борту....

PSS...даже самая продвинутая яхта оборудованная отличным громоотводом подвержена риску поражения молнией, ведь ее громоотвод идет по мачте, чем длиннее мачта, тем опаснее, ведь в той же мачте проходят разные кабеля (антенны, стояночный огонь и тп.) Приняв на себя удар громоотвод наводит в этих проводах вторичное электричество, а исходя из того, что длинна паралельной укладки проводов и шины громоотвода велика, то и наведенный заряд может исчисляться киловольтами

Вот эти-то кабеля и являются первичной причиной поломок электрооборудования. К сожалению в мачте невозможно приминить известный подход, рекомендующий в местах пересечения шины громоотвода и проводов укладывать их перпендикулярно друг другу. Поэтому громоотвод и провода нужно обязательно пропускать с экранированием мачтой (если она метал), т.е. например, провода внутри ее, а шина громоотвода снаружи. У карбоновых мачт все сложнее, там все провода (даже не ВЧ) нужно исполнять обязательно экранированным проводом. И необходимо включать в них защиту(см.выше пункт #1 и #2). В ВЧ проводах  защиту центральной жилы нужно обеспечить другими способами (п№1 и №2 не подходят), но об этом как-нибудь позже в пункте #3 "Защита антенн"...  


  • 1
узо на 10мА не будет вышибать от каждого пука? это очень высокая чувствительность, оно может срабатывать и от относительно безопасных утечек через слегка повреждённую изоляцию влажных проводов, и через тонкую плёнку конденсата между контактами. посчитал для смеху мощу срабатывания -- получилось 2,2 ватта. такой мощой, кмк, трудно что-нибудь заметно прогреть. тут нужен какой-то компромисс между безопасностью и работоспособностью -- электросеть, которая вечно в дауне из-за психованного УЗО, никого не обрадует;).

а для защиты от питающих пере- и недонапряжений делают специальную хрень типа УЗМ-50М и УЗМ-51М. устройство отключает потребителя при выходе входной напруги за допустимые пределы, а когда питание нормализуется, включает обратно. но это не про импульсные перенапряжения.

у меня раньше на кате С.Мария стояли УЗО(3шт), и сейчас стоят... не помню, какие были, но вроде и на 30мА есть... их не вышибало, только когда береговой кабель соленой водой залило(не убрал с палубы)-вышибало, только не сразу сообразил(((, обрезал вилку, промыл, поставил обратно-зафурычило...
Напомню- убрали УЗО, через несколько часов кат сгорел(((...

Re: был опыт...

я ж не говорю, что их совсем не нужно;)
УЗО видел на 10 - 30 - 100 - 300 мА. может, бывают и на больший ток. вот про те, что на 100 и на 300 мА, пишут, что они противопожарные. а 10 и 30 -- чтоб утечкой не било.

Re: был опыт...

говорят, что человек боль-мень нормально выдерживает ток в 50 миллиампер. ну там от пути прохождения зависит, от личных особенностей, от времени и т.д. бросить провод под таким током, как я понимаю, уже не получается -- мышцы зажимаются и перестают управляться. довольно забавное ощущение, ну поначалу:(.

в квартиры обычно ставят УЗО на 30мА.
а 10 мА -- это или в очень стрёмные места, или на очень нежных клиентов.
но чем чувствительнее УЗО, тем больше риск его срабатывания по безопасным утечкам. особенно прикольно получается, когда ставят такое нежное УЗО "на полную безопасность" -- прямо на ввод;). чуть ему что не так -- и в квартире вырубается ваще всё;)

Думаю 30мА самое то, если яхта спроектирована правильно (провода+..), то усе будет путем... напомню-и в соленой воде у меня несколько лет УЗО служили...
...вот если бы кат загорелся в Стамбуле(там тысяча яхт стоит!), то думаю выгорела бы вся Атакой марина... как-то на Крестовском острове у меня под боком моторная яхта в 45..50футов горела... пожарные даже подойти(от жара) не могли... потом швартовы сгорели и ее на Елагин вынесло-три дня горела, пожарные с берега потушить не могли водой...

Когда-то авиация у нас была впереди планеты всей, но кое-что от нее и до сих пор осталось. Если мозги после выпитого и разглядывания жоп еще целы (сори за прямоту, но как любите), можно заглянуть сюда: findpatent.ru/catalog/2/53/352/3311/25654/

...не.., мозги пропиты... а так думаю яхтсменов больше интересуют простые советы-пошел туды-то, купил то-то, привинтил так-то... а разглядывание заумных патентов малопригодно(((, да и отвлекает от разглядывания "жоп")))
ЗЫ... кстати, вам надо к дохтуру сходить... у вас сердце почему-то под мышкой))))

Edited at 2014-01-19 06:07 pm (UTC)

тема не раскрыта - какие штыри на мачту ставить, какой шиной вниз вести, к чему подключать... там токи в миллион ампер, напряжение миллион вольт...никакое узо не спасёт...

Эд, тогда вешай икону и молись))))

Про громоотводы для яхт-уйма инфы в интернете... а стараюсь вообще никогда и ничего не дублировать... рассказываю малоизвестное и неочевидное...
Повторяю-этот топик для яхт уже оснащенных "правильным" громоотводом, но и тогда возможна наводка больших импульсов, вот от них-то я и рассказываю как обезопаситься...
... и УЗО не от молний)))), а от утечек...

Шина шириной сантиметров 10 и длиной метра три идет по днищу и соединена с громоотводом на мачте. Думаю, такие сильные повреждения были оттого, что громоотвод очень качественно загрунтовали и покрасили в цвет мачты.

Тогда понятно- виновата краска или ее цвет? на громоотводе)))), а ты еще говорил, что в одном с тобой институте учились))))... а я бы осмотрел место контакта фидера с подводной шиной...
...это я дружески подстебываю))))

А как проверить насколько хороши эти системы на катамаране ? Как при покупке это выявить, если я ничего в этом не понимаю?

Думаю никак... редко какой серийный кат оснащен вышеописанным(((...
Поэтому главное для Вас корпус выбрать+ движок, а этими причиндалами потом оснастите-справится любой рукастый за день работы (материалы 200..500баксов-от размера ката)..

Re: Не парьтесь!

Смотря сколько кабелей в соответствующем канале мачты. Может тупо места не хватить для кабеля громоотвода :)

Re: Не парьтесь!

Я имел в виду, что громоотвод установлен, а всякие защитные прибамбасы-нет!
Кстати, я так понял у тебя обычный фидер громоотвода пропущен внутри мачты рядом с проводами, а защиты нет... тогда понятно почему все погорело...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account