Вот вы решили строить парусную яхту. Неизбежно встанет вопрос- как же исполнить стоячий такелаж. Попытаюсь поделиться своим опытом разделки оконечностей нержавеющих тросов. К сожалению подробного описания технологического процесса я не нашел и пришлось все "изобретать" самому, ведь только на первый взгляд это просто.
Самое простое, это купить цанговые(клиновые) зажимы. Правда цена на них зашкаливает, и может составить несколько сот долларов за штуку (в зависимости от производителя и диаметра троса). А ведь их может потребоваться много, так на моем кате их около трех десятков. Сплести огон на толстом и жестком тросе малореально (много причин). Есть другое решение которое я и использовал.
На мой взгляд самое надежная и прочная разделка троса в конус с заливкой цинком. Достоинства- при правильной технологии разделки оконечник троса по прочности не уступит самому тросу, минимальная цена, ремонтопригодность, легкость исполнения.
Итак, в наличии 1х19 нерж.трос диаметром 19мм. Первым делом я заказал на заводе втулки-оконечники из нержи(айси316, вид как на фото вверху). Всего их сделали 30штук, цена с материалом вышла около 65$ за штучку. Размеры- вх.отверстие диаметр 19мм, длинна внутренней полости около 150..170мм, конусность 1/10.
Отдельно купил цинк в чушках (очень недорого). В качестве горелки использовалась газовая самодельная горелка аналогичная тем, что используют для опаливания свиных туш (сделали из оголовка простого газового баллона). Емкость для плавления цинка-стакан из нерж.трубы диаметром 70мм, высотой 150мм, сваркой заглушено дно и приварена проволочная ручка. Этот стакан во время нагрева стоял на керамическом диске(огрызок обрезного диска), так была обеспечена теплоизоляция. Достаточно сложно было отыскать соляную кислоту, ее не продают частникам. Асбестовый шнур (диам 2мм) был в наличии.
ТЕХНОЛОГИЯ. Одеваем трос на втулку и продвигаем подальше. Зажимаем трос метал.хомутом в 150мм от конца. Чуть дальше хомута зажимаем трос в тисках. Распушаем волокна троса вплоть до хомута. Тонкой трубочкой(диаметр 5..6мм, длинной 30см) их выпрямляем(они были закручены спирально). Освобождаем трос из тисков и протравливаем методом погружения распушенный кончик в растворе соляной кислоты(20..30%).
"Заводим" горелку(газ подаем из бытового пропанбаллона). Раславляем кусочки рубленного цинка(10..25м) в стакане, греем хорошо-так отойдут примеси(до 10..20%) обьема. Разогреваем распушенный конц троса(до появления "побежалости") и опускаем в раствор соляной кислоты(работаем в масках, перчатках, вводим в кислоту мдленно и осторожно). Вынимаем протравленный трос и ОЧЕНЬ осторожно опускаем в стакан с расплавленным цинком. Держим его там дополнительно разогревая горелкой стакан(цинк должен быть очень жидким). Вынимаем расушенный конец и визуально осматриваем. При необходимости повторяем (поочередно-кислота, стакан с цинком, 2...3раза). Добиваемся равномерного лужения троса. Остужаем трос.
Снимаем с троса обжимной хомут и проталкиваем втулку(оконечник) на край троса(заподлицо). Расправляем нити(они будут непослушны), фиксируем их хомутом у основания втулки. Плотно обматываем асбестовым шнуром выход троса из втулки поверх хомута(длинной10..15см, 2..4 ряда). Опять зажимаем(вертикально) трос в тисках(сверху торчит втулка и участок троса обмотанный асбестом. Расплвавляем цинк в стакане, держим стакан с цинком близко к втулке и разогреваем втулку(до цвета побежалости), одновременно не давая остыть стакану с цинком(держим в том же пламени)..
"Побежалость"= коричневато-синий оттенок, или греем-греем, начинаются разводы в темно коричнево цвет, чуть позже переходящий в синеватый. Когда цвет перестает изменяться-готово!
После появления побежалости на втулке начинаем лить цинк во втулку, слегка постукивая по ней. Одновременно продолжаем греть втулку. Когда цинк начинает капать из под асбеста значит полость полностью залита цинком. Надо быть очень осторожным, цинк оказывается очень текуч(наверно из-за веса). Самое главное не дать образоваться трещинкам в цинке когда он начнет остывать(сужаться). ........................................
Для недопущения растрескивания цинка, я выжидал когда втулка залитая цинком начинала самоостужаться(1..2мин) и со стороны заливки цинк чуть оседал, тогда подливал еще свеженького раславленного цинка. Так он втягивался внутрь втулки и трещин не образовывалось.
Качество одной из втулок я проверил аккуратно выбив залитый трос из втулки, получилась идеальный цинковый конус без раковин. После чего одел втулку на него обратно.
Описанная технология в корне отличается от рекомендованных, где цинк льют в холодную втулку, а трос заранее не облуживают. Перед началом работ проверил этот способ. Оказалось, много раковин, а цинк не "приклеился" к распушенному кончику троса-процесс неконтролируемый по качеству!
После установки мачт и тросов на штатное место нужно залить вход троса во втулку изолирующим составом(чтобы не допустить на тросе трешевидной ржавчины). Для этого я использовал пасту на основе цинка(применяется в машинах как средство защиты от коррозии). Однако не уверен в правильности этого решения. Лучше в жаркий день обмотать вход троса во втулку изолентой и налить внутрь пушсала или жидкого силикона. Изоленту снять.. Так надо делать раз в сезон. Летом так и поступлю. .
.Замечу, что цинк и нержа это гальваническая пара. Цинк-тут анод. Однако корродировать он будет долго и по внешнему периметру, а это конус-зазор будет выбираться талрепом. Года через 3..4, можно сдвинуть втулку с цинкового конуса, обмотать последний изолятором(например тонким кевларом), вставить обратно. Должно прослужить несколько десятков лет. А потом, вслучае необходимости, можно трос укоротить(на 150мм) и провести новую заливку....
Такой тип соеденения можно всегда и переделать, нужна только горелка. Ее изготавливаем так. Вывинчиваем вентель из газового баллона, приделываем к нему раструб(трубу диам.50мм, длинна 100мм). Раструб крепим в 50мм от выхода вентеля. Добавляем проволочную ручку и горелка готова! Подача газа регулируется краном расположенным на этом вентеле. Пламя выхдит со стороны вентеля ранее обращенного внутрь баллона. Газ подается на выходной штуцер.
Вот поделился еще одним своим отработанном на практике решением, надеюсь кому и сгодиться. Как и все о чем я рассказывал и этот способ отлично работает, но пределу совершенства нет!!, зато есть от чего вам оттолкнуться....
Подсмотреть как делались работы по разделке тросов в цинк, можно тут http://www.youtube.com/watch?v=FYZN_d7Dgg0 обратите внимание, что цинк бабахнул когда в нем пытались первый раз залудить трос. Опуская в цинк трос, цинк охладился, образовалась корочка на его поверхности, она и взорвалась! нужно стакан с цинком все время греть газом-цинк не остынет и взрыва не будет....
ЗЫ.. это уже 45тый! рассказ о том как построить парАход, вроде уже почти всем и поделился, приятно осознавать, что кому-то это может помочь....