
О той ночи я вспомнил сегодня. Этой ночью на Ладоге разыгрался сильнейший шторм. Ветер самый опасный, дуло с северо-востока. Скорость ветра не менее 30...40узлов. Возникла нагонная волна, уровень воды в озере поднялся более чем на метр. С озера в мой канал стала заходить хоть и небольшая, но та самая опасная длинная волна. Она подхватывала дебаркадер (вес 170т) и воландала его вдоль стенки(отсыпана из камней и ПГС). Этим продольным движением дебаркадер порвал причальные цепи (диам 18мм..24мм) и стальные тросы (диам.18..32мм).
Об этом я узнал только утром. Дебаркадер свободно плавал по каналу и вот-вот мог ускользнуть в озеро. Пришлось его ловить и заново расчаливать. Даже пришлось заново закопать мертвяки...
Все это я вам рассказываю с целью обьяснить насколько важно иметь на парАходе (яхте) причальные пружинные демпферы. Особенно это важно при дальних походах, когда вероятна стоянка в малозащищенных от непогоды местах. Их конечно можно и купить, есть различные типаразмеры. Для моего ката (30т) цена составит около 1.500 евро и более за штуку. А для судов водоизмещением с дебаркадер таких я и не видел. Поэтому чуть позже расскажу и завтра сфоткаю конструкцию которую легко изготовить самому, можно сварганить практически на судно любого водоизмещения, а можно и на яхту. Конструкция несложная и намного прочнее "фирменных", ведь ломаться там практически нечему. Конструкция демпферов уникальна и и не слямзена (как почти все о чем я рассказываю) из интернета....
А сейчас отдохну, температура была ниже -7гр, сильные ветер и я чуть обморозился... а пока можете напрячь свой мощный интеллект и подумать какую конструкцию соорудили бы вы, а то скажите- "вот удивил, это ведь очевидно"... покупное тут только пружина....
...на первом фото-демпфер поменьше (на одну пружину), он чуть сжат-работает и держит корму ката.... а на последних двух-побольше, можно установить и две пружины последовательно (хотя стоит одна)...
Так вот, демпфер делаем так... Сначала покупаем пружину амортизатора (у меня вроде задняя от форд-транзит). Роемся в металлоломе и отбираем сталь толщиной 6...10мм (в зависимости от того что швартуем). Болгаркой вырезаем из стали две фигуры в форме буквы Т ("ножка" длинной 350..500мм и шириной по внутреннему отверстию пружины, "перекладинка" чуть пошире диаметра пружины). Перекладинку сваркой изготавливаем двойной с зазором по толщине используемой стали (свариваем края двух перекладинок). В основании ножки высверливаем или прожигаем сваркой отверстие диам. 25..32мм (по размеру крепежной скобы крепящей цепь). Остается одеть пружину на одну из ножек, а вторую часть вставить внутрь пружины, ножка против ножки, так чтобы они прошли в пазы перекладинок. Все, демпфер осталось закрепить одним концом к мертвяку (кнехту), а на другой конец одеть цепь (трос, веревку) идущую к парАходу. И не забудте смазать демпчфер пуш-салом или какой-нибудь гелеобразной смазкой (не будет скрипа и дольше прослужит демпфер)
Такая конструкция абсолютно надежна (при достаточной толщине листовой стали), ведь даже поломка пружины (а такое случается) не приведет к разрыву, а просто чуть уменьшит демпфирующие свойства. У пружинно-прутковых "фирменных" демпферов могут разогнуться усики-тогда конструкция полностью разрушиться и беды не избежать. Те же демпферы внутри которых вместо пружин используются резиновые вставки (для больших яхт-см.ссылку в комментах) обладают малым ходом. Варьируя же длинну ножек "моих" демпферов можно обеспечить любую глубину хода (чем больше, тем меньше вероятность обрыва швартовых).
Впервые пружинно-прутковые демпферы я увидел в Атакой-марине(Стамбул). Там же, в бухте Золотой рог (у моста есть целая улочка магазинчиков торгующих яхтенными причиндалами) я купил пружинно-прутковые демферы, которые хорошо и послужили на С.Марии. А уж вернувшись, я изменил их конструкцию (сложно технологичный гнутый пруток заменил на пластины) и сделал демпферы для деберкадеров.
Еще раньше, в середине 90ых, использовал при швартовке резиновые демпферы на которые веревка наматывается. Они неплохо служили для яхты в 11т. Они более эрогомичны (значительно легче, не травмируют руки и не царапают борт. Их тоже можно рассмотреть в приведенных ниже ссылках ).
Много лет демпферы на фото служили для швартовки дебаркадеров, а ведь масса "большого" была около 400т. Причина отрыва в эту ночь была в слишком тонких старых и ржавых цепях, демпферы тут уж не причем...