
продолжение темы винтов https://2012sillybilly.livejournal.com/341240.html
...на парусных яхтах часто ставят складные винты-под парусами они складывают лопасти тем самым уменьшая сопротивление воде. Прикину насколько это мне интересно=
Для начала нужно иметь формулу описывающую силу сопротивления давлению воды-
№1 F=p х S х V^2
где F - в ньютонах или /10= в кгс , V- скорость в м/c. S-площадь в м.кв , p - плотность воды =1000
Пусть как у меня трехлопастной винт диаметром 0.5 метра с перекрытием лопстей 0.56, тогда
если допустить, что он плоский и перпендикулярен потоку воды
F= 1000 х ( 0.25^2 х 3.14 х 0.56) х V^2 /10 = 10 х V^2 [кг]
или
-на скорости 5 узлов(2.6 м/c)= 10 х 2.6^2= 70 кг
-на скорости 7 узлов(3.6 м/c)= 130 кг
№2 Или по эмперической формуле https://studfile.net/preview/5154982/page:6/
RЗ.В = 0,25 D2ВV^2
R-сопротивление застопоренного винта в кН, где D- диаметр винта в метрах,
-на скорости 5 узлов= 0.25 х 0.5^2 х2.6^2 = 40 кг
-на скорости 7 узлов= 0.25 х 0.5^2 х 3.6^2= 80 кг
Итак. приняв допущения в сторону максимальной паразитной нагрузки на винт(лопасти не под углом к потоку, а перпендикулярны) и зная, что давление вращающегося винта меньше застопоренного примерно в 5....2 раза Разные источники приводят разные данные по этому коэффициенту- на картинке вверху это 2 раза, но данные приведены продавцом складных винтов, значит сопротивление завышено(чтобы обосновать покупку дорогого складного винта) Тут же разница уже указана 5....3.5 раза- https://studfile.net/preview/5154982/page:6/
получим величину паразитного сопротивления винта=
5 узлов= 14...30 кг
7 узлов= 26...65 кг
С другой стороны сопротивление моего ката при движении по воде примерно составляет и равно тяговому усилию одного движка на винте примерно в 1000кг на полной мощности 160 лс=
5 узлов(2100 об/мин один движек при 4400об макс)= 1000кг/2..2.5= 500кг
7 узлов(2100 х2)= 500 х2 = 1000кг
Итак, паразитное сопротивление винтов в моем случае составит 14...30 кг при общем 500кг и 26..65 кг при общем 1000кг
Или в обоих случаях менее 3.....6% (или из эмпирической формулы =4%) от общей затраченной энергии на движение под парусом, у стандартных не больших яхт этот % будет больше- на моем кате защита винтов вносит существенную долю в общее сопротивление движению. На больших же парусных яхтах этот %. сильно падает и там ставят уже стационарные не складные винты.
Или это сопротивление винтов эквивалентно падению ветра мене 0.5 узла действующего на кат ветра.

Вывод поэтому простой- я не собираюсь участвовать в гонках долбоебов, поэтому не надо мне париться с малонадежными и дорогими складными винтами, а вполне можно оставить бронзовый-литой винт
ps... исходя из вышеизложенного
- заказан и оплачены 3 лопастны винты 21 дюймов в диаметре, 13 шаг(простив старых 21.5х14), цена гуманна.
- выдуться переговоры с Турцией и Италией о 5 лопастных, диаметр 19 шаг 13.
Ещё калькулятор https://www.vicprop.com/displacement_size.php?fbclid=IwAR2WEbhoGf2XJatb3Y8SWIZyKjgBP7ai2eyblv3Ghq0Y4e6op7XxyspnRHM
или
https://motolodka.ru/scripts/vinttu.htm?fbclid=IwAR3-SSH9cIOO-12H0Y7KTkfW2mIlXKMH8UfLTvhxSTc2nEv-r7BlqNeBRPo
https://motolodka.ru/scripts/vinttu1.htm
ЗЫ... тут видос по теме https://www.youtube.com/watch?v=Imu9IFdtA_E&ab_channel=2012sillybilly
итак заказал 3 лопастные 19х13 и 4 лопастные 19х15(вероятно тяжеловатые но других не было) по разумной цене в 660е.
А турки на 5 лопастной попросили 2000е/штука, и это при ХЗ качестве. Время есть -буду
искать.
Для пониамния влияния числа лопастей и тп на подбор винта-

псы- тут о торможении винтов
http://www.barque.ru/shipbuilding/1989/design_and_operation_propeller_avtoprop