ps..продолжение темы https://2012sillybilly.livejournal.com/339966.html
Вот например гребные винты- их очень сложно рассчитать, выбрать и найти где купить хорошее качество за разумные деньги.
С первого раза я хоть и посчитал, но сильно ошибся, у меня стояли винты 19 дюймов шаг, диаметр 22 дюйма, на ходовых двигатель набирал максимальную скорость ката уже на 1500 оборотах, а дизеля рассчитаны на непрерывную работу 4000, что было не достичь и дизеля были перегружены- могла порваться демпфирующий муфта, быстрый износ и пр
Ну, я решил винты уменьшить - купил 14 дюймов шаг, диаметр 22 дюйма.Все равно оказались тяжелые и я подрезал края винтов до диаметра 53 см. Так на них долго и ходил, крейсерскую скорость в 7 узлов набирал на 2000..2100 оборотов, максимальную 12 узлов на 3500 оборотах.
другими словами и этот винт тяжелый.
Думаю пришло время их заменить- много раз выправлял кувалдочкой с газовой горелкой, наваривал края покусанные средними камешками проскочившими защиту винтов когда размывал себе дорогу по мелям
Короче- своё винты отслужили и модно их заменить оставив старые как запасные, но чуть подрезать край- так уберу "покусанную" часть и сделаю винты чуть более легкие.
Встал вопрос выбора новых винтов, думал сначала поставить складные, но посчитав решил оставить фиксированные винты- они надежнее.
Куплю две пары-
#1 Бронзовые трёхлопастный как были, но 13 дюймов шаг(вместо 14) и диаметр 21 дюйм(51.5 см), так двигатель будет работать более в щадящем режиме.
#2 Есть возможность заказать за приемлемые деньги в Турции 5 лопастные- по идее они должны меньше передавать вибрацию потоками воды на днище и быть меньше диаметром чем трёхлопастный- это также уменьшить давление на дно ката.
Вопрос как рассчитать 5 лопастные- турки на заводе тупят, завели данные в комп и тот выдал для ката шаг 19 дюймов, очевидно, что движки такие тяжелые винты не прокрутят вообще. Для интереса поставил свои данные в "калькулятор винтов"
https://motolodka.ru/scripts/vinttu.htm?fbclid=IwAR3-SSH9cIOO-12H0Y7KTkfW2mIlXKMH8UfLTvhxSTc2nEv-r7BlqNeBRPo
он так же выдал херню примерно как у турков. На самом деле шаг винта считается просто- берётся круизная скорость яхты и через количество оборотов гребного вала легко высчитываем шаг винта "без проскальзывание" добавляем 15..20% и получаем реальный шаг винта. Диаметр высчитываем по графикам- приводил ранее.
Исходя, что коэффициент скольжения винтов сейчас порядка 15..20%(поэтому и рассчитанный шаг 3 лопастного 13 дюймов (вместо 11 дюймов- идеального винта без проскальзывание)- так винт будет чуть-чуть "тяжелым" что сэкономит ресурс двигателей за счёт пониженных немного оборотов, Тогда и шаг 5 лопастного можно принять за 13 дюймов(ну может 12 ) А вот диаметр 5 лопастного должен быть сильно меньше (у него эффективный упор больше), что-то диаметр 45 см, но как посчитать и не представляю...
+++++++++
ps... переписываюсь с турецким заводом- они завели мои параметры в программу расчетов винтов и та жутко тупит(::
-на самом деле расчёт шага винта это просто-
-допустим мы хотим получить скорость 7 узлов, посчитаем шаг при оборотах 2100, редуктор 1:2.45
-7 узлов = 13 км/час или 13/ 60 мин=217 м/минута
- или 217/(2100/2.45)= 0.253 метра шаг винта
- 0.253/ 2.54 = 10 дюймов для винта вращающегося со скоростью ката
- проскальзывание винта составляет 15...25%= шаг чуть утяжеленного винта= 12...13 дюймов.
Расчет диаметра винта я давал ранее- определяется мощностью двигателя/ крутящим моментом
вот очередной расчёт турок, ранее они высчитали мне при этом диаметре(21 дюйм) шаг в 19 дюймов!!!
если это пересчитать от указанных 3264 оборотов двигателя то получим не 7.8 узла, а 11...12 узлов!!!! Гигантская ошибка
вот тут нашёл калькулятор винтов,
https://www.vicprop.com/displacement_size.php
там для монохола, но считал Каабы у меня всего один корпус, 1 двигатель, 1 винт, итог расчета винта не так важен, там есть данные насколько отличаются 2,3,4 лопастные винты по диаметру и шагу к таким данным,
или важна последняя табличка- она показывает как винты отличаются между собой по мере увеличения лопастей с 2 до 4ех и эта пропорция сохраняется для разных данных применительно к моему кату
Вывод- ивеличение лопастей на 2 штуки(с 2 до 4) = уменьшение диаметра винта на 2..2.5 дюйма при одновременном уменьшении шага на 0.5 дюйма
Считая мой 3 лопастной винт идеальным (13х51) и допуская что пропорция сохраняется для перехода с 3 лопастного на 5 лопастной , получаем что 5 лопастной будет меньше диаметром на 2.5 дюйма и 0.5 шага, тк шаг меняется в кратности 1 дюйм искомый ответ равен=
5 лопастой винт с диаметром 19дюймов(21-2) и шагом 12(13-1) дюйма
Я зассал и решил уж пусть будут чуть тяжелее, чем выйдут легкими
5 лопастей диаметр 19 дюймов и шаг 13 дюймов