Проходя водами Аденского залива надо учитывать некоторые нюансы этого региона. Буду рассматривать на своем примере, когда Санта–Мария, выйдя из Баб-Эль-Мандеба, держала курс на Мальдивские острова. Хотя, советы могут пригодится яхтсменам, идущим и встречным курсом.
Опасность этих вод таится в непогоде и пиратах. Очень важно правильно выбрать сезон, когда океан успокаивается, а сезон циклонов еще не начался. Это бывает весной и осенью (октябрь, апрель-май). Важно понимать, что на побережье Аденского залива сложно найти укрытие от шторма. Так единственный доступный и защищенный от волны порт это Аден. Однако и здесь на закате порой налетает пылевой шквал, поэтому, вставая на буй (а их очень мало), либо бросая якорь, надо помнить об этом. Подходя к порту, надо за 10миль запросить разрешение у порт-контроля по 16 каналу и сообщить информацию о яхте (флаг, национальность экипажа и т.п.). Скорее всего, вас переведут на местного агента, который с нетерпением будет ожидать на пирсе. Вся стенка занята рыбаками, поэтому можно причалить только на несколько минут, чтобы набрать воды. Потом отойти на якорь или буй. Наш агент Мухаммед был чрезвычайно дружелюбен, его услуги стоили относительно недорого (где-то 150дол за те две недели, что мы ждали погоды). За это время он помог оформить все необходимые документы, беспошлинно получить на почте пришедшую из Европы новую помпу охлаждения. Он притащил на борт и автомат АКМ-47 с запасным рожком и тремя сотнями патронов. Самое главное он познакомил меня с чудодейственной веточкой ката (не путать с катамараном). Правда даже Мухаммед не смог помочь найти привычной для европейца еды в местных супермаркетах.
Запомнилось, что в Адене стояли борт о борт с английской белой бригантиной. Построили ее еще в царской России из дерева. Экипаж состоял из англичанина с другом и сыном (в прошлом эстонцев), и очаровательной филиппинки. С завистью они слушали мои рассказы о времени, проведенном на рифах Красного моря, ведь сами прошли его ходом за 6-7суток, торопясь к берегам Тайланда. И очень жалели, что упустили это райское местечко. У сына капитана заканчивались летнии каникулы и им нужно было торопиться. Уговаривали пойти меня через Индийский океан вместе, так им было бы не так страшно, но я решил выждать погоды. Он с завистью констатировал феноменальную прочность корпуса Санты-Марии. Было видно что боиться что старые борта его яхты не выдержат удары океанских волн. Англичане ушли одни и позже во всех портах по маршруту нашего следования я расспрашивал об этой яхте. Их больше никто не видел, а ведь яхта была очень приметная. Всегда надо иметь время переждать непогоду, иначе может случиться беда. Обычно самая плохая погода встречается в том регионе на выходе из Аденского залива в Индийский океан у острова Сокотра.
Пересекая эти воды, лучше держаться берегов Йемена, здесь вероятность нападения пиратов минимальна. Все жители прибрежных поселков и рыбаки чрезвычайно дружелюбны. Можно спокойно встать на якорь в любом месте. Многие яхтенные справочники утверждают обратное, но личный опыт показал, что это не так. Я раз десять вставал у прибрежных деревушек, жители которых были радушны. Опасность исходит с Сомалийского берега, пираты которго держат под контролем почти всю акваторию Аденского залива. Более безопасно пройти вдоль берега Йемена до Омана, а уж оттуда повернуть в направлении Мальдив. Тогда недружелюбные сомалийские воды остануться подаль.
Совет- путешествуя в бедных регионах всегда возьмите с собой излишек еды (риса,бобов..), особым лакомством здесь считается и бутылка кока-колы. Моного раз я делился с рыбаками провизией. Было очень приятно видеть их благодарную улыбку.
Все женщины носятт даже в жару в черные одеяния с закрытыми лицами. Только у молоденьких девочек лет до 13ти лицо открыто. Правда разбитная секретарша Мухамеда сидела в офисе с открытым лицом и в спортивных трениках с вытянутыми коленками. Я долг пытался выяснить у Мухамеда, а как же они невест отбирают. Оказалось лучше выбрать избранницу еще в юном возрасте, ведь тогда можно ее разглядеть.
Запомнился обед в "дорогом" местном ресторане куда меня затащил Мухамед, вместо скатерти-лист газеты, а руки в туалете моют стиральным порошком. Последний был почему-то отбеливающий (с добавкой сининьких вкраплений).
О волшебном кате, который первый раз посчастливилось вкусить в Адене, я уже писал...яхтсменам кат должен быть знаком как термин "кран для подьема якоря", на самом деле эта веточка-ворота в рай наслаждений...
ЗЫ...запомнилась местная сувенирная лавчонка, полки которой были уставлены металлическими бюстами Ленина различного калибра еще советского разлива. Ведь Аден находился в те времена на терретории контролируемой просоветским правительством, а север страны был саудовской вотчиной. После распада СССР юг и север Йемена обьединились...