
История итальянского правления в Эфиопии началась с Ассаба –самого южного порта страны. Еще во время османского господства в Ассабе Италия постепенно обосновывалась в африканской земле. Основывая судоходные компании, скупая землю, она все сильнее укрепляла свое влияние, пока, наконец, не провозгласила в 1896 году Эфиопию своей колонией. Ассаб стал главным портом страны, а сегодня он пустынен и разрушен войной.
Ассабская бухта вдается в берег между мысом Лома и отстоящим на 18 миль от него к SE мысом Деханеба. Перед нами проплывали низкие песчаные берега бухты, изрезанные и на всем своем протяжении окаймленные рифом.
Город с 22 тысячным населением расположен на западном берегу бухты. Порт, где нам предстояло встать, был к югу от города. Нам явно не везло со связью в портах , куда мы заходили. Вновь, никто не отвечал на наши запросы по рации. Войдя в порт, мы обнаружили, что кроме нас там практически никого не было. Странная, пугающая картина оставленных портовых районов.
С большим трудом отыскиваем портовые власти и оформляем документы. Вокруг никого. Мы простояли в Ассабе целых 5 дней, поджидая хорошей погоды для прохождения по Баб-Эль-Мандебскому каналу. За это время в порт зашла только одна йеменская рыбацкая лодка..
Ассаб- это одна большая зияющая рана Эритрии. Разбитый, грязный порт и такой же сам город. Запомнилась одна небольшая церквушка в центре Ассаба. Когда мы вошли,как раз начиналась служба. Священники, облаченные в светлые одеяния, были совершенно черны. Первый раз видели негров-христиан. В остальном город выглядит не менее странно. По улицам расхаживают верблюды. Козы роются в мусорных бачках. Везде непременный эритрейский атрибут - столики, кафе с пьяными эритрейцами.
Погода медленно, но улучшалась, и скоро мы уже вышли к Баб-Эль-Мандебу.
Отходя от «помятого» Ассаба, глядя на таявшую за кормой эритрейскую землю, мы даже почувствовали что-то похожее на грусть. Каждая из стран, пройденных нами, оставляла в душе что-то особенное, свое. А эта мятежная молодая страна, сплошь состоящая из парадоксов и гротеска, подарила нам много поистине незабываемых моментов.
Мария
ЗЫ....В Ассабе я даже ни разу не сошел на берег, все переживал из-за потери одного из двигателей. Он запомнился как отлично оборудованный и абсолютно пустой порт. Бетонные причальные стенки, построенные советскими специалистами, были усеяны несметными колониями устриц. Было очень не просто подходить к ним на "тузеке" не повредив борт. Раньше наши летчики в Асмаре рассказывали что их при экскурсии в Ассаб сопровождали две бронемашины, приданные в охрану. В этом районе Эритрии уже можно повстречать и настоящих африканских слонов, севернее они не водяться. Каких-то особых впечатлений и воспоминаний у меня об Ассабе и не отложилось.
Оформлением формальностей по отходу занимался Юра- "маленькие ножки". Уже не помню как он очутился на борту, но осведомленные люди позже рассказали что таким образом он скрывался от наших и "ихних" органов как главарь шайки похитившей крупные средства со счетов американских банков. На борту С.Марии он провел полгода, а свое прозвище получил из-зи миниатюрного размера обуви. Хорошая идея-уйти в окиян когда тебя разыскивают спецслужбы, это ничем не хуже чем спрятаться в глухой тайге.
После выхода из Ассаба маршрут пролегал мимо группы островов, где нам повстречалась стая розовых фламинго. Этой зимой, кормя их в зоопарке, я даже немного понастальгировал, вспоминая как бороздил Красное море и потянуло вернуться туда вновь....
Еще...Красное море приучило меня к необычному ранее наряду. Практично в тропиках обернуть голые бедра льняным платком, так не сопреет в жаре ваше мужское достоинство...К сожалению, в климате Ладожского озера, этот опыт бесполезен....тут достоинство главное не отморозить...