2012sillybilly (2012sillybilly) wrote,
2012sillybilly
2012sillybilly

Categories:

Параход№46-2 молниязащита

.. пришло время организовать и такую защиту.. продолжение темы Параход №46  https://2012sillybilly.livejournal.com/96898.html
Напомню, что кат цельносварной и защитить его несколько легче чем пластиковую мыльницу, это же клетка Фарадея
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
ps... Упрощенная схемка "тотальной защиты" яхты такая- защита антен, защита цепей 12 вольт, защита силового берегового кабеля-




ЗЫ// схемка защиты берегового кабеля 220 вольт в итоге вышла такая -


+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
С НАЧАЛА ХОД РАССУЖДЕНИЙ-

Я не буду предлогать обклеить свои яхты медной сеткой, хотя такое должны были бы сделать уважающие себя фирмы на этапе изготовления корпуса яхты-это самое надежное

№1 ЦЕПЬ  220 вольт
- этот раздел модерирую -улучшаю выбор конкретной модели УЗИП....
По классике должно быть три уровн-типа защиты 1..3, первй на входе я яхту, второй где-то посредине, третий уже на каждом приборе. Принцип действия каждого-закорачивает фазу и нейтраль на землю=вырубаются автоматы перед УЗИП.
Тип один выдерживает огромные напряжения и токи, а Тип 3 уже заточен на срабатывание по минимальному превышению напряжения(важно для электронных приборов)



PS.. Трехсупенчутую защиту(классы 1+2+3) от молний яхтсмены врядли будут делать на яхте-это сложно. Я предполагаю обойтись одной ступенью на входе в яхту(Класс 1) Для вьедливых ссылка на классы и пр есть в комментах.
Например такой УЗИП- в нем гальваническая развязка нейтрали и земли-

ГСК123-230/25 1+1 С - неоправданно ДОРОГО(около 20тр) и еще  нужно ввести предохранители


https://www.hakel.ru/production0.phtml?cat=1&scat=3&subcat=118&ssubcat=219&id=395
Защищает фазу и ноль, ставится между ними на землю(рис.ниже) В дополнение к УЗИП перед ним можно поставить и выгораемые предохранители или расчитывать, что сработают береговой автомат(но там не факт что он отрубает и нейтраль).
Переделывать электросхему смысла нет, просто организую УЗИП в виде кабеля-переходника включаемого в цепь питания ката.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Выше это дорого, можно поставить вот такой(нужно два-на фазу и ноль)  от АВВ=
ТИП 1-2  OVR H T1-T2 12.5-275s P QS (запасной катридж для фазы OVR H T1-T2 12.5-275s C QS и для нейтрали OVR H T1-T2 N 50-275s C QS)

5000руб а нужно два- Тип№1 стоит дорого(именно он защищает от прямого  удара молнии)


и как ТИП 2-3 такой АВВ OVR type 3  включить последовательно с первым(сгладит пики)

цена одиночного блока всего 1500..1700руб-нужно два если защищать и нейтраль

OVR H T2-T3 20-275 P QS(запасной катридж OVR H T2-T3 20-275 C QS и для нейтрали OVR H T2 N 80-275 C QS)
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

входной предохранитель может быть разных типов- обычный автомат или дифавтомат береговой, но надежнее поставить еще и плавкий. Этот приборчик может выдержать много всплесков напряжения если их мощность не выше его ТТХ
"PE" тут "земля"
УЗИП можно засунуть в герметичную пластиковую электрокоробку и вставить как переходник перед кабелем идущим на берег.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Как заместитель Типа 3 пойдет это. На  важные-дорогие приборы (телевизор, комп и пр) уже внутри яхты можно поставить такое- варисторная защита от пиков фазы и даже нейтрали,сгладит пики напряжения пустив их на землю через варистор, если конечно пики высокие но не мощные... Помогут и при питании от бортового генератора или инвертора, те тоже дают скачки.
цена всего 11 евро


https://www.amazon.es/gp/product/B001P47JJK/ref=ox_sc_act_title_1?smid=A1AT7YVPFBWXBL&psc=1
в электротоварах предлагают фильтры на 220вольт, это хлам-там небольшая индуктивность и мизерный кондюк, они не смогут сглазить что-то существенное..
+++++++++++++++
вариантов решения множество и определяется баблом(1000+ евро), но я сделаю вроде этого это примерно в бюджет всего 100 евро
Первое приближение к защите, тут первые две ступент(Т1 и Т2), третья ступень защиты обеспечиваем уже перед самими. Защищаемыми приборами(это устройство на фото

На  выходе автоматов 63 амп изображены предохранители- это все приборчики соединяются тут одножильным кабелем подобранным по диаметру под ток 60 амп (табличка ниже, для 60 амп  диаметр медной проволоки 0.8...1мм) которые выполняют функцию дополнительных плавких предохранителей

на выходе тут приборчик следящий за верхним и нижним напряжением, если те зашкаливают от допустимой нормы он временно отключает нагрузко и позже заново включает, так же пишут что отключает определив дугу в нагрузке https://www.meandr.ru/uzm-51md
как антимолниевый он плохо подходит- большое время срабатывания и малые амплитуды напряжений

Схема его подключения

минус-не защищает нейтраль, значит это просто защита от бросков напряжения(выше 270в) или пониженного напряжения, способен сглаживать не очень большие импульсы и как-то определяет искрообразование внутри защищаемого обьекта и временно отключает питание подавая его позже. Частично можно думать что и как-то улучшит молниязащиту-лишний дивайс который срабатывая отключает нагрузку.
----------------
Цена вопроса- автомат сдвоенный на 63 амп АВВ 600руб + узип АВВ х 2х1600=3.200руб + УЗМ 3000руб= 6.800руб(100евро)
Плюс сюда коробку и розетку+вилку.
------------------
Еще бы УЗИП Тип 1, вот такой нашел, 2600руб - это совсем бюджетно по сравнению с аналогами
Ограничитель импульсных перенапряжений ОПС1-B 2Р In=30kAUn=400B Im=60kA ИЭК


Искал подобный в европе(тип 1) тут от 700 евро, в офис так же 300...400 евро(((((

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++


тут защитить уже саму силовую цепь проходящую внутри ката очень сложно, поэтому буду защищать ее на внешних границах-снаружи корпуса. Хотя можно защищать отдельные приборы по раздельности
    У меня критичны - стояночный /ходовой огони на топе грота-чуть ниже молнияулавливателя, это опасно.
Поэтому еще при выходе из мачты(до входа в корпус) поставлю сюда
   УЗИП 12 вольт, перед ним поставлю самопальный предохранитель- длинную тонкуб проволочку(посчитаю позже диаметр), принцип тот же- идет разряд и узип его коротит на массу, проволочка сгорает, а так как она длинная, то пробоя по воздуху быть не должно-искра от молнии пробьет на корпус мачты.

SP001P  цена порядка 1200руб
Такие бы поставить перед каждым ценным прибором где можно-радар и пр..
На Амазоне и Али нашел дешевле!!!(5..6 евро)
Оно долгоиграющие и выдерживают много ударов если те  не очень сильные

Поставлю их еще на бортовые ходовые огни. Ставятся в разрыв 12 вольт, третий провод на корпус, но перед ними нужен перегораемый предохранитель-подбираем по току потребляемому лампочками(замерю)

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++


№3 ЗАЩИТА АНТЕН, имеет смысл прежде всего защитить дорогие приборы- АИС, Иридиум

Тут несколько сложнее, ведь там ВЧ сигналы разной частоты-нужно будет поставить защиту исходя из рабочих частот.
Самое удобное это вот такая фигня-ставится на саму антену, ту мама-папа, удобно

KO-7/16 (F/M) 50 ом  0...2.6 ГГЦ минус- очень дорого(около 8..9тр)

Поэтому нашел на Амазоне.еs дешевле 14 евро=


это папа-мама, ввинчиваем тупо в разрыв под самой антеной  радио, магнитолы, АИС, датчик ветра  и пр. Нужно купить сменные катриджи
 Иридиум-Пилот 1.6 ГГц и туда всунуть прямо на выход внешней антены.

или на другой тип разьема

0...6 ГГц, 50 ом, удобно минус-очень дорого( тоже 8..9тр)

Тут можно ознакомится https://www.hakel.ru/production0.phtml?cat=1&scat=5&subcat=39
Подбираем по частоте и сопротивлению волновому кабеля (50 , 75 или 100ом) но все дико тут неоправданно дорого.
Для любопытных- в самой антене обычно есть некоторая защита от молнии, если раскрутить ее оконечник то часто там можно увидеть медную спиральку, но этого конечно недостаточно
PS..тут в комментах поправили, что этот не защита от молний, я это знаю-это компенсация укороченной антены, но у меня спиралька в грозу обгорела, а прибор выжил.

Поэтому нашел на Амазоне дешевле 20 евро=


это одноразовые приборчики-сгорел, выбросил.
Плюс, что просто вкручиваются в переход антена-кабель, но лучше их массу заземлить отдельным проводом и не ращитывать на землю в виде оплеки экарна кабеля.
--------------------------------------------------------------

Обьем самих работ  не большой, нужно только все купить и обращаю внимание, что предохранители перед УЗИП(12в) лучше сделать из тонкой длинной проволочки и  предпочтительней в виде спирали, намотать например на карандаш и сверху закрыть ее термотрубкой, индуктивность от импульса быстрее перегорит.
Упертые УЗИП на 12 вольт могут сделать  сами из соответсвующих варисторов- я мрки уже давал.


табличка выбора диаметра проволоки- измеряем ток на лампочку./дивайс и выбираем проволоку исходя из в 2 раза большего тока, при отсутствии нужного диаметра проволоки ставим несколько кусочков в паралель.

Монтаж производим методом скрутки концов и их залуживанием до половины свивки в канифоли без паяльных паст- так наиболее надежно- хороший контакт и не отломается.Для исключения элетрокоррозии нужно хорошо заизолировать от воды.


..примерно вот нужно соеденить провода....
луженые слаботочные провода можно просто свивать и изолировать, а вот силовые обязательно паять...

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

№4 Защита кабелей идущих в мачте(от радара, датчика ветра и пр)
Тут проблема в том, что кабеля в мачте проходят паралельно, поэтому молния ударив в стояночный огонь наведет огромное напряжение и во всех кабелях проходящих рядом с кабелем питания идущим на топ.
   Тут много решений, но они сложные. Самое простое это другие кабеля вложить в хороший экран и этот экран завести с двух его сторон на массу мачты, экрана который уже присутсвует в кабелях тут недостаточно- он не держит сильных ударов -хлипкий и идет через хлипкие разьемы.
  Использовать не экранированные провода для питания топовых огней нельзя, более того такой провод должен быть полностью изолирован-наружная оплетка и два внутренних провода, земля из которых не должна идти на распределительный щиток, а быть взята с мачты или ближайшей точки массы.
     Мне особо с эти заморачиваться не надо- кабель на стояночный огонь идущий по гроту там один и я его защищу приборчиком как указал выше ( SP001P) и еще дополнительным длинным намотанной спиралью тонкой проволоки.
   А радар стоит на бизани, там тоже кабелей других нет-мачта это отличный экран и тут все ОК.
И если есть возможность, то УЗИП на стояночный огонь надо поставить как можно выше в мачте.
Понятно, что все соеденения громоотвода , если он вообще есть, а то производители стали писать, что его нет так как "яхта предназначена для эксплуатации в грозоопасных районах"))))

PS... они не послушали меня и не поставили УЗИП на корабль, результат-нужно резать крупнейший ледокол-
https://spbdnevnik.ru/news/2020-02-19/dvigatel-na-ledokole-arktika-priznali-ne-podlezhaschim-vosstanovleniyu


PS.. для завершения построения защитного входного блока не хватает всего лишь ДИН- рейки а когда откроются
магазины не известно((
(
видос по этой теме поставлен в очередь на 3 апреля, а в эту пятницу будет про кислородный компенсатор и пульсооксиметр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments