2012sillybilly (2012sillybilly) wrote,
2012sillybilly
2012sillybilly

Category:

Тягун и борьба с ним

1445348_600
итак, на видео https://www.youtube.com/watch?v=0K-HoYVNfWU&t=5s
показан реальный случай тягуна в марине, а теперь разберем теоретические основы и опишем решение этого вопроса


№1 Проблема в том, что яхтсмен (рускоговорящий сегмент) это большей части  и малосообразительные и главное не самообучаемые животные организмы))), часто они используют то или иное решение и не понимают основ происходящего.
  Хотя это же относится и к зарубежным мореманам- на видео много лодок и весной после "100 летнего шторма" я с ними тер на эту тему, но вывод был- ты русский дурак, а мы "умные" итальянцы/французы/американцы и т.п. Типа-"мы тут по 10 лет стоим и все пучком".
№2 Тягун. Мое определение- "это циклическое движение воды(течение) в прибрежных небольших акваториях вызванное наличием в открытом море длинной волны". Другими словами- волна в море которая сама по себе не переносит водную массу преобразуется в поток воды в прибрежных акваториях, это течение носит переодический характер ("туда-сюда").
- Первый фактор определяющий тягун- это неправильное расположение створа марины относительно моря. Когда створ захода в марину паралелен направлению движения волн главенствующих в этой местности штормов.
- Второй, и еще более важный, это длинна волны, так тягун может быть сильнейшим, а вот глаз на поверхности моря при этом не увидит волнения вообще.
- Третий. Тягун особенно любит появляться перед штормом и после него, когда длина волны начинает увеличиваться, хотя высота воолны и падает.
- Четвертый. Физика влияния тягуна на лодку- поток воды подхватывает корпус и несет его, во второй фазе тягун разворачивается и несет корпус обратно. В результате к швартовым все время прикладывается огромное циклическое усилие, которое может превратиться в рывки, которые в свою очередь рвут швартовы/выламывают утки или при большой массе судна начинают сдвигать муринги на дне (это такие большие бетонные блоки).
№3 Тягун определяется скоростью потока воды, которое передается на судно придавая ему "инерцию" или кинетическую энергию
Е= M х V^2. , М-масса судна, V-скорость.
Если судно небольшое, то М- не велико и тягун не так страшен. При большом водоизмещении все меняется.
Существует два способа борьбы с тягуном-
а) Наиболее распространенное среди яхтсменов и порочный способ- это борьба со следствием, а не с первопричиной, т.е. они пытаются остановить уже движущееся судно, которое уже приобрело определенное "V". Сделать это совсем не просто особенно когда "М" - велико (ну за 30+тон)
б) Лучший способ- это не борьба со следствием, а недопущение его причины, нужно не позволить судно набрать V(скорости) либо ее минимизировать. Тогда  "Е"- кинитическая набранная энергия будет минимальна и усилие на щвартовых/уточках также не велико.
Рассмотрим это на частном примере описанном в видео, когда яхта стоит в марине кормой к причалу, а нос растянут двумя мурингами (веревками к блокам на дне).
   Ввводные условия- марина Хуан Карлос, Валенсия. Прошедший ранее "100 летний шторм"(13 сент 2019) уже показал мне, что там может возникать тягун. Была разбита корма соседнего шикарного двухмачтового парусника. В этот раз прогноз погоды показывал в разы более худшую погоду. Расположение ката показано на рисунке

Очевидное решение- чтобы обезопаситься от удара о бетонный причал нужно отойти от него подальше, что все и сделали, Расстояние у всех было порядка  2...3 метров, больше не позволяли трапы для схода на пирс.
Из 15 яхт 10 были повреждены штормом, особенно большие каты..
Итак, почему это произошло, а мой кат наиболее тяжелый и с максимальной парусностью выстоял.
Все яхты были расчалены с небольшим провисом швартов, так поступают пытаясь уменьшить устлостную прочность на корпусе. В результате набегающий тягун их подхватывал и гнал к стенке, носовой муринг хоть и длинный, но практически не тянущийся  и не тяжелый канат, который пояти не демпфировал(как цепь) -был сильный  рывок за нос. Далее тягун изменял свое направление и яхты набирая скорость (V) гнало вперед- кормовые швартовы рывком нагружались, а демпферы не могли справиться с такой нагрузкой и слабо уменьшали рывок. Это происходило очень долго.
В результате. Из-за рывков на муринг они начали ползти = увеличивался свободный ход яхт= увеличивалась их скорость(V)= увеличивалась  кинетическая энергия (как квадрат этой скорости!). Рывки на муринги и швартовы становились сильнее.
По этой причине большинство демпферов разорвало, там где их не было порвало швартовы (хотя те были 30+ мм и новые), были вырваны уточки.
Почему устоял мой кат- уже побывав в такой ситуации тут в сентябре я долго обдумывал как быть и нашел решение. Накануне шторма я очень сильно обтянул  швартовы в струну. В результате начальный свободный ход ката был минимален, когда пришел тягун кат практически стоял на месте, свободный ход был равен рабочей длинне амортизаторов (около 20см). Поэтому кат не набирал кинетической энергии и не рвал швартовы и не дергал муринги.
Позже ситуация ухудшилась, но не была связана с тягуном- пошел сильный ветер мне в левую скулу(35..40гр), кат на длинных мурингах стало разворачивать по часовой стрелке, в результате правая корма стала наваливать на бетон, у других катов это было мене существенно-они стояли под прикрытием мола. А на монохолы это вообще никак не влияет- их попросту поворачивало, но расстояние до пирса при узкой корме практически не менялось. Я приготовился уже завести двигатели в раздрай, выровнять кат и заранее установленными носовыми рычажными лебедками выбрать провисшие муринги, но шторм стална третьи сутки успокаиваться и этого не потребовалось.
Итак, будучи в худших условиях (стоял на конце пирса где ветер и тягун сильнее) мой кат все выдержал, а все это благодаря знанию элементарных законов физики, а именно- нужно не бороться с последствием тягуна (гасить уже набранную скорость), а попросту не допустить заранее чтобы судно могло эту скорость=энергию набирать.

ЗЫ.. так же я использовал швартовы чуть меньшего диаметра, но большим числом- 6 штук по каждому борту, что распределяло нагрузки на уточки и уменьшало рывки.

ЗЫ// или более официальное определение тягуна-
«Тягу́н — колебательные движения воды в портах, бухтах и гаванях, вызывающие циклическое перемещения стоящих у причалов судов. Основная причина тягуна — длинные волны с периодом от 0, 5 до 5 минут, высотой обычно до 30 см, которые образуются в результате воздействия на акваторию порта ветрового волнения и зыби, развивающихся при штормовых ветрах в прилегающем районе моря. Интенсивность тягуна зависит от периода собственных колебаний вод порта, а также от характера изменения глубин на подходах к нему. Тягун затрудняет грузовые операции в порту. При его развитии могут возникать аварии судов из-за обрыва швартовых. В пределах одного порта тягун у разных причалов имеет неодинаковую интенсивность. Тягун наблюдается во многих портах мира: Дакаре, Касабланке, Гавре, Бомбее, Туапсе, Батуми, Сочи, Клайпеде, Корсакове, особенно в портах Японии и Новой Зеландии. Борьба с последствиями тягуна ведется преимущественно путем применения специальной швартовки судов. Важное значение имеет заблаговременное предсказание тягуна.»

Вообще Тягуны бывают разные- в открытом море у берега, но в данном случае другой- в акватории порта или марины

ps... они плохо изучали физику в школе)))— результаты этого шторма

E7C9C621-12B0-4692-85D1-95396CEF595C


3F72B106-83D3-4854-9658-7BAE4D81F834


5DD2436A-4682-4C8B-8F51-2650F106F2F3


BFFE53F7-E6E7-40F0-8D30-4520C4A34F96


34C480FE-05E8-46D4-B092-C567654C5CF3


E94A7DB6-C7F6-4103-A114-61BCA7264044

этот шторм Глория был самым сильным за всю историю восточного побережья Испании, максимальная высота волн 14 метров https://pogoda.mail.ru/news/40288654

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments