
...как-то рассказывал свои мысли о том, что важно при "заказе парахода" http://2012sillybilly.livejournal.com/106615.html
, а вот если меня хорошо попросить, то смогу поделиться и концептуальными конструкторскими идеями как спроектировать "чудо-параход"...
...тем более изредко получаю сообщения типа- "хочу построить параход/ даже целый завод по их производству/ дай чертежи")))...
0. Тип корпуса- это определяюще при конструировании своего парахода. Исходя из того, что в современном мире 99.9% яхт используются как "плавающие домики" и 99% времени стоят в маринах или на якоре (езду +/- 100миль туда-сюда не считаем), то главным критерием является комфортность нахождения на борту, а уж потом мореходность, непотопляемость, простота в использовании. Производители монохолов понимая это и пытаясь конкурировать с катами стали максимально экономить на производстве и яхты становятся ненадежными (все ломается, вплоть до потери киля).
Критерию "комфортности" отвечают только каты, единственный их недостаток- они плохо воспринимают короткую боковую волну ( у монохолов такого недостатка практически нет). В кратце о преемуществах катов http://yachtvoyage.ru/info/preimushhestva-katamarana-i-jahty
Ниже буду представлять отдельные узлы и конструкторские решения которые можно/нужно позаимствовать, но это не значит, что я приветсвую их дизайн и конструкцию той или иной яхты в целом...
------------------------------
Хотя встречаются и тримараны... вот проект подобного Dragonship 25, скоро построят- 25 метров(ширина15.5м), цена от 5.5млн евро

...ожет только мне кажется, то в облике этого парахода что-то знакомое???)))))

....ага! так он похож на Лизу))))

....тримараны могут иметь место, но при больших размерах судна-иначк корпуса не сделать обитаемыми-они будут узковаты...
1.Носовой обтекатель и надстройка


... итак, анализируя конструкцию катов на выставке в Майями https://www.youtube.com/watch?v=Kjd48lCw5ww
, наиболее обитаемая компоновка была у "Леопардов", правда у них было два существенных дефекта-
- хоть надстройка и прекрасно "обитаемая", но большое лобовое остекленение с открытым "носовым кокпитом" в виде ниши не пригодно в условиях шторма- встречной волной будет захлестывать эту нишу(вода не будет успевать уходить) и выдавливать остекленение..
- мост снизу абсолютно плоский, что так же сильно затрудняет плавание в сильную короткую волну-будут сильные шлепки по мосту не только приводящие к дискомфорту, но и разрушающие всю конструкцию ката....
Решение первой проблемы можно устранить в виде подвижного "обтекателя", как на фото выше-тут положение обтекателя для штормования, кроме этого так сильно уменьшаем ветровое сопротивление ...


- просто, но гениально...
...а это обтекатель уже в положении "комфортного" плавания или якорной стоянке, замечу, что он прекрасно справляется и с функцией солнечного/ливневого/пылевого укрытия... такую конструкцию достаточно просто реализовать и она невероятно практична.
Этим техниеским решением мы устраняем главный недостаток Леопардов. Такое замечательное решение я случайно подсмотрел у итальянского производителя который строит крайний случай катов- "хауз боты" http://www.overblue.it
, естественно предлагаемые им домики для окиянов вообще не годятся, но именно это решение обтекателя можно у них позаимствовать.......
На примере этих же посудин я покажу и другие недостатки которые легко было бы устранить на этапе проектирования, почему итальяшки не стали париться мне не понятно...
Надстройка - тут вариантов много=
- Носовой кокпит. Если использовать защитный обтекатель, то конечно лучше организовать "носовой кокпит" с выходом на него из салона.
- Борта. Обязательно нужно по периметру ката сделать возможность обхода (на фото вверху вдоль бортов не пройти)- это нужно при швартовке и возможными ремонтными работами бортов. Хотя ширина пусть буде минимальна-ведь она сьедает внутренний обьем рубки, уменьшая тем самым комфорт. На С.Марии проход вдоль бортов был 15см-это маловато, поэтому на Лизе порядка 0.5...0.6м.
- Кокпит.

Нужно понимать, что самое страшное в шторм для любой яхты (кроме потеря киля и переворота), это догоняющая корму большая волна- она обрушивается на кокпит и все крошит, ведь тут защиты вообще нет... У монохолов в большинстве случаев пост управления поблизости к корме-это плохо...У катов же пост обычно смещен подальше к носу и обрушение волны на корму для него не так критично, но вот большие раздвижные стеклянные двери в кают-кампанию может легко выдавить.
У меня не такой большой опыт "штормования", но для себя я вывел- бесполезно идти против большой крутой волны (от 3.5...4м), скорость в лучшем случае будет близка к нулю. Больше всего запомнился ночной шторм на Средиземке (вышли с Родоса на Египет), так тогда волна была неверотяной высоты (порядка 10м), хотя ветер и небольшой- около 30 узлов (эпицентр циклона был где-то в стороне) Кат попросту не мог забраться на встречную волну- он сваливался с нее вбок и его накрывало волной. Мне пришлось отвернуть на Кипр и волна стала почти попутной. Наш кат длинной 15 метров полностью на ней помещался и под углом 35...40градусов слетал вниз как со снежной горки санки, а сзади догоняла уже следующая волна и наваливалась на кокпит. Слой воды на кокпите был более 0.5 метров, но сам пост находился на флайбридже и это выручило, хотя если бы встали движки, то открыть люки в маштнные отсеки было бы невозможно.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Эту проблему можно решить конструкторским путем- нужно корму защитить от волны. На большинстве современных катов корма полностью открыта, сделано это для как-бы большей обитаемости кокпита(это хорошо видно на моем видео с Маймской выставке). При этом за счет малого клиренса моста у тех катов палуба кокпита расположена очень низко от воды 0.7- 0.9м
Необходимость защиты я осознал на кате С.Мария(15м), когда волной заливало кокпит, в качестве защиты я тогда использовал журнальный столик и спутниковую тарелку ТВ- прикреплял их вертикально в проходах на транец.
На Лизе сделана двойная защита-со стороны кормы выполнен сплошной "вал" высотой около 1.9м от уровня воды который либо не пропустит волну, либо сможет ее разрушить и на кокпите она потеряет силу. От волны накрывающей сверху-прочный сварной флайбридж, стекляные раздвижные двери в надстройку отнесены от кормы на 5 метров. Для сброса воды есть большие клюзы.
У хауз-бота на фото выше всего этого нет.
2.Форштевень(нос)


В качестве введения в суть проблемы советую почитать Морозова о фортштевнях http://morozov-yachts.blogspot.ru/2017/03/blog-post.html кстати, там есть и "протыкатель волн"...
Однако у катов с "носами" все по другому...
-У катов с одной стороны стоит задача легко разрезать водное сопротивление и волну с целью повышения скорости- т.е. нос должен быть "узким ", но с другой стороны узкий нос разрезая волну вызовет ее удар о мост. Особенно это важно когда в шторм кат будет скатываться с попутной волны и врезаться в следующую волну, тут из-за большого наклона ката(носом вниз) .разрезать волну будет вообще невозможно-соответсвенно возникнет сильнейший удар о мост. На С.Марии были черезчур полные носы-они проводили к излишнему волнообразованию, но это и спасло в шторм, когда скатываясь с волны вниз кат как на американских горках взлетал на следующую волну. Короче-тут должен быть баланс и если склониться к скорости(узкому носу), то мост надо отодвигать вглубь ката, а это уменьшит полезную площадь рубки.

...из предложенных типов форштевней (по ссылке выше) мне не нравится ни один... свой вариант я указал черной линией (так примерно сделано на Лизе, только верхняя часть вертикальна). Подобная форма носа не только позволяет выезжать на отмель, если кто помнит-так я выбросился на отмель проходя реку Свирь, но и что еще важнее сглаживать удары о подводные и даже надводные преграды-так на Ладоге опять на полных парах рулевой налетел на подводную скалу... меня от удара сбросило с койки (спал в носовой каюте). Такая форма носа позволила как на салазках пролететь над скалой, а защита винто-рулевой группы уберегла корму... позже на суше мы даже не смогли найти следов от удара... я не занаю какого-нибудь другого судна весом в 30+ тон который выдержал бы подобное...
Но совсем идеально было бы приладить на нос "бульбу"-она резко снизит волнообразование-повысит скорость.
3.Промежность.... ....надо учесть два момента=

-переход внутренний борт поплавка-мост должен быть в форме как на фото, таким образом мы сможем разместить кровати поперек поплавков- в этот "выпердыш" как раз помещается голова на кровати, тем самым можно существенно сократить длинну ката, кроме этого в волнение лежать поперек корпуса на кате приятние, чем вдоль- тело не валандает на спине слева направо и обратно как бочонок(ведь спина прлеплена к матрасу)...
-такая форма и уменьшит плоскую часть моста- ослабятся удары волн о мост...

..на обоих фото видно, что в середине моста идет продольный плавник- он так же уменьшает удары волн о мост разрезая их...
5.Парусное вооружение......тут в комментах стали мои рекомендации приписывать за свои мысли)))), у уже говорил, что на мой взгляд для круизного ката идеально стаксельное вооружение-простота создания, минимум стоимости парусов и прибабасов, легкость в управлении (по сравнению с обычным гротом)....

http://www.runningtideyachts.com/sail/
это не догма, а только идея для развития... например очевидно, что делать наклон мачты вперед-плохо, ее будет сложно раскрепить стоячим такелажем, да и такой гик не поставить на автомат, а это очень нужно...
6.Винто-рулевая группа.
...думал хоть тут все разжевано, а нет- в комментах чушь порят про руль и пр....
Естественно в случае ката все должно быть продублировано- никаких бредовых идей об одном руле (между корпусами, как тут предлагают в комментах), должно быть два пера руля и два движка, так кат имеет высочайшую надежность в сочетании с превосходной маневренностью и в принципе можно не ставить носовую подрульку. Естественно и перо руля нужно размещать поближе к гребному винту(для обтекания руля струями).

...вот пример хауз-бота по ссылке выше. Все сделано через жопу-винты с рулями торчат ниже линии киля и быстро деформируются на мели, ведь это хауз-бот и его обычно паркуют поближе к берегу. Так винто-рулевая группа увеличивает осадку. Я уж не говорю, что она не защищена, Рули далековато от винтов-будет потеряна маневреность. Полностью отсутсвует защита от сетей и лесок, а их полно вдоль берега.

...тут видно, что перья рулей непропорционально большие, это ведь не парусная яхта-вероятно ее конструировал яхтсмен-парусятник. Если бу они стояли сразу за винтами, то их площадь можно было бы уменьшить раза в два..
Обратите внимание как ужасно сконструированы корпуса в районе траца-они попросту обрублены в подводной части, значит потащат за собой волну, которая снизит скорость. Подобный дефект был на кате С.Мария-было видно турбулентность за кормой вызванную разряжением..
Единственное, что тут сделано правильно- традиоционная вальная система, без всех новомодных прибамбасов, такую легко самому реанимировать..
.... даже раскаряченные жирноватые телочки на палубе этого хауз-бота подкачали и меня не возбудили)))

...хотя палуба тут "в песочек"...
PS...малоинфомативные комменты чуть позже буду стирать-мешают видеть суть...
...и люди обычно упорствуют в своей глупости, поэтому все что тут я рассказываю бесполезно- ведь чем меньше чувак в чем-то разбирается, тем более он самоуверен и не способен изменить свое ущербное представление о том каким должен быть параход((((... изречение - "...чем больше я знаю, тем меньше понимаю"... им неведомо... в чем-то подобным можно убедиться посмотрев ссылку на "проект" данную в комменте к дублю в https://2012sillybilly.dreamwidth.org/185381.html к сожалению у меня там новые фотки почему-то не вставляются((((