2012sillybilly (2012sillybilly) wrote,
2012sillybilly
2012sillybilly

Category:

параход №19-1 Материал корпуса.

№19-1. Выбор материала для корпуса и надстройки.
подьем2


   Изложу собственную (субьективную) точку зрения по этому основополагающему вопросу при строительстве парахода. Возможные разумные вырианты (за исключением совсем экзотичных типа железобетона, фанеры, деревянной рейки и т.д.):
1.Пластик всевозможных вариантов, от всем известного стеклопластика до карбонового корпуса.
2.Сталь.
3.Титановый сплав.
4.Алюминивые сплавы.
   - Пластик это прекрасный материал, но при самострое парахода приличного размера(от 40футов) и в единственном экземпляре, проблематично правильно организовать технологию изготовления основного корпуса. Даже у таких производителей как Лагун, качество исполнения корпуса оставляет желать лучшего. Очень все хлипко и напоминает "мыльницу". Недопустимо оставлять такие яхты на зимовку в замерзающей акватории. Про такие отрицательные явления как "осмос" общеизвестно. Для меня главный недостаток таких лодок-это, как правило, их хлипкость. Срок лужбы корпуса тоже относительно не долог. Где-то читал, что в Швеции запрещено эксплуатация судов с пластиковым корпусом что-то более 25лет.
   - Стальной корпус это прекрасное решение вопроса. Сам построил первый кат С.Мария из стали(ст3, 4мм борта). Корпус из стали очень легко сварить даже кустарным способом. Сталь превосходно выдерживаеть ударные нагрузки по подводному борту. Пробить дырку очень и очень непросто. Обычно происходит пластическая деформация без разрыва металла. Единственная сложность- отпескоструить корпус перед покраской. Это черезвычайно трудоемкий, шумный, пыльный процесс. С.Марию бригада проф.специалистов пескоструила, используя специализированное оборудование и расходный материал, почти целый месяц при10часовом рабочем дне. Покраска и шпаклевка осуществлялась импортными материалами. Тем не менее, через три года в Тайланде я обнаружил точечную коррозию по всему дну.
   Главный недостаток стальных корпусов-если началась коррозия ее затруднительно остановить.
   - Титановый корпус в два раза легче чем стальной той же толщины, при равной прочности. Исключена проблема коррозии. Однако титан очень дорог и варить его в разы тяжелее чем алюминий (необходимо аргон подавать с обеих сторон свариемого листа). Кроме этого другие металлические изделия на яхте могут сильно корродировать за счет того что титан образует с ними сильную электрозионную пару. Слышал байки, что мачты яхт стоящих по соседству с титановой лодкой  быстро кородируют и падают, а некотроые марины даже отказывают в стоянке.
   - Алюминевый корпус. Лет двадцать назад помогал одному приятелю во Флориде устанавливать подьемник для яхты. Запомнилось что силовые балки были из некрашенного алюминия, и ежедневно многократно опускались и поднимались из морской  воды. Отсутствовали цинковые аноды, или устройства предотвращающие коррозию. Когда задумался о материале для нового ката я увидел этот подьемник. Оказалось что за 17 лет алюминий скородировал незначительно, местами виднелись раковины глубиной около 0.5-0.7мм. И это при черезвычайно условиях эксплуатации(спуск-подьем в соленую воду) при полном отсутствии профилактического ухода.
   Задав вопрос многим знакомым капитанами флоридских чартерно-рыбацких судов о том какой бы катер они предпочли, получил одинаковый ответ- корпус должен быть сделан из морского алюминия.
   Лучший алюминивый сплав для парахода эксплуатируемого в соленой воде-это АМГ1561, хотя надводную часть можно выполнить и из АМГ5 (чуть менее корозионно стойкий и менее жесткий сплав, правда он на 20-30% дешевле). Чтобы полностью исключить коррозию за счет электропар я исполнил основной корпус и надстройку из АМГ1561. АМГ5 использовал изредко- рундучки, конструкции камбуза, топливные баки и кое-что по мелочи и не связанное с общей конструкцией судна. Напомню, корпус лист толщиной 8мм, надстройка 6-5-4мм. Общий вес алюминия составил около 20.000кг. Получился параход который можно было бы и не красить, достаточное количество цинковых анодов дополнительно эффективно замедлят коррозию  даже в морской воде. Однако грунтовка, покраска и шпаклевка проводиться из эстетических соображений. Ведь для прочности провар алюминия был проведен большими токами, что обусловило видимость внутреннего корабельного шва на внешней поверхности бортов и рубки.
   В результате при разумном весе получился параход черезвычайной прочности (это одна из составляющих моего любимого термина-кондовости). Катамаран можно вывешивать на любых точках без видимой деформации корпуса. Вытаскивая сегодня кат на берег пришлось использовать 20тонные домкраты напрямую давящие в дно и киль.  Конструкция выдержала эти сверх нагрузки!. На фото вверху видно как домкрат установленный под правой кормой поднимает весь кат, давая возможность волочить его по берегу.
   А ремонтнопригодность несравнима с пластиковыми и деревянными судами. Можно взять вырезать любой кусок конструкции или надварить заплатку и получить ту же изначальную прочность.
   Конечно в процессе эксплуатации надо будет внимательно обращать внимание на возможную электрокоррозию вызванную стоянкой в маринах(от берегового питания или от соседних яхт) , а так же от элементов ката выполненых из других металлов.

PSSSS...
если кто интересуется этой темой, то ликбез=
-основной недостаток стеклопластика-это низкий модуль упругости (типа-ударил, спружинило и все=ок, так у стали и алюминия, у стеклопластика-удар и крандык=дырка), это главный недостаток таких материалов для лодок..
т.е. стеклопластик разрушается без площадки текучести, т.к. пластические деформации почти отсутствуют. Пластическая деформация это своего рода демпфер..
Проблема в том, что отношение модуля упругости к пределу прочности у стеклопластика в 4—6 раз ниже, чем у стали, и даже в 3 раза ниже, чем у дерева.
Поэтому почти при равном пределе прочности (кстати у амг1561 она выше чем у "стеклопластиков"), модуль упругости у пластиков во много раз ниже
Именно поэтому люминевые суда с точки зрения прочности корпуса лучше пластиковых.
Надеюсь этот ликбез кому-то поможет.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments