?

Log in

No account? Create an account

Свободы хочется и денег. Сидеть бы на палубе, трескать вино... А вечером -дамы... А П Чехов


Previous Entry Share Next Entry
параход №17-2 Схема электрощита.
...хочу в окиян...
2012sillybilly
№17-2. Схема главного электрощита.   Ниже приведена схема главного распределительного электрощита ката ЛИЗА.


главный щит


   В качестве основы электрощитка была взята стандартная панель(БлюСи).  Цена подобной панели ниже чем покупать отдельно входящие в нее элементы. При компактных размерах выглядит очень и очень достойно(см.фото ниже).  Множество сверкающих симпатичных светодиодиков, подсветка надписей, вольтметр. К сожалению не все надписи(см.фото ниже) соответствуют эл.схеме, позже исправлю.
1.Начну с диф.автоматов. Введение. Существуют всем известные автоматы-предохранители, осуществляющие автоматическое отключение нагрузки при превышения тока выше заданного(на основе биметалла). Такие обычно и устанавливают производители яхт.
    Есть устройства защитного отключения (УЗО), позволяющие определять ток утечки в электропроводке и отключать нагрузку если ток утечки превышает  15-30 милиампер(в зависимости от типа). Внутри они представляют собой две катушки электрические поля которых направлены встречно, это позволяет измерить ток в проводе нагрузки и нейтральном проводе. Если токи разные, то происходит отключение.
   Лучше на яхте применить дифференциальные автоматы, это приборы защитного отключения вбирающие в себя оба свойства (отключение по току в нагрузке или по току утечки в проводке).
   На С.Марии в процессе улучшения отделки кают-кампании загнали шуруп в провод питающий электроплиту. Здесь это провод соответствует идущему от дифавтомата№2 к штатному автомату щитка №4. Стало выбивать дифавтомат. Автоматический предохранитель №4 не срабатывал, ведь он был установлен очень мощный, что бы обеспечить фнкционирование плиты. Тока утечки не хватало что бы его отрубить. Новый хозяин С.Марии пригласил тайского электрика, который недолго думая отключил диф.автомат. Спустя несколько часов С.Мария сгорела. Как это было вы уже наверно читали http://2012sillybilly.livejournal.com/2289.html
   Замечу что на С.Марии диф.автоматы установил по совету инспектора ГИМС СПБ, проводящего в свое время освидетельствование ката на предмет увеличенного разрешенного района плавания. Фамилия Калинин, спасибо ему. Если бы возгорание произошло в Атакой марине(Стамбул), то думаю что сгорело бы более тысячи судов. Стоят они очень плотно, подьезд ограничен, а яхту(с запасом солярки 5кубов) потушить очень и очень не просто.
   Видимые на схеме предохранители в 250-350ампер, плавкого типа (каталог БлюСи). Так же видны рубильники позволяющие отключить кабель питающие моторные осеки(на случай пожара). 
2.Другой очень полезный прибор на яхте это инвертор-зарядник. Сейчас временно  поставил Стерлинг(коло 3.5квт, 220в, 100ампер ток подзарядки аккамуляторов). Производитель Англия, омечу что буду его менять на другой Мастер-Вольт(около 3.75квт,220в), но 200ампер тока подзарядки! Это позволит вечером держать генератор включенным меньше чем потребовал бы Стерлинг. Однако Мастер-Вольт значительно дороже (50% и более). Последнее быстро компенсируются стоимостью сэкономленной солярки. Указанные типы инверторов-зарядников позволяют поддерживать работу холодильников, даже имеющих большой пусковой ток. Установленный на С.Марии инвертор мощностью 1.5квт не выдерживал пускового тока холодильника, хотя мощность последнего не превышала100вт. Поэтому пришлось в холодильнике заменить компрессор на 12вольтный, что было хлопотно. Это надо учитывать при выборе инвертора и не скупиться.
  
фотощиток

  Фото главного электрощитка. Левый ряд-это автоматы общего назначения. Средний-распределение света по кату. Правый-сеть 220вольт. Крыжечки на некоторых автоматах, это защита от дураков.Правее-внизу, это три дифавтомата. Ярко-красный индикатор напряжения легко читаем, проходя мимо всегда краем глаза его видишь. Справа-вверху замечательный прибор учета фирмы Хантрекс.
3.Хантрекс позволяет очень эффективно отслеживать процессы зарядки-разрядки аккамуляторов. Ток заряда (от инвертора-зарядника) и ток разряда, суммарная мощность состояния аккамуляторов (сколько ампер-часов осталось до полного разряда или заряда) и сколько необходимо для этого времени, напряжение на аккамуляторах, звуковая предупреждающая сигнализация, возможность подключения к интернету и прочее...
   На схеме главного щитка внизу виден шунт. Все процессы идит через него и снимая на нем падение напряжение Хантрекс вычисляет текущее состояние аккамуляторов.
   Повторяю-это один из самых важных приборов на яхте, наравне с эхолотом или картплоттером-GPS! 
   Расскажу полезный совет из моей практики. Иногда береговая сеть марины оснащена своим диф.автоматом. Часто пытаясь подключить к ней береговой кабель  я испытывал неудачу, береговой диф.автомат выбивало. Время разбираться не было, хотелось сначала отдохнуть и поесть. Тогда я подсоеденял береговой кабель не к входному бортовому разьемы яхты (см.№17-1), а напрямую к одной из яхтенных внутренних розеток. От которой питание распределялось по кату. Таким образом из цепи питания исключались многочисленные защиты. Это опасно, но иногда так хотелось побездельничать. Позже разобрался, это морская соль попала в одну из входных вилок берегового кабеля и появился ток утечки, поэтому диф.автомат на берегу и выбивало. Совет, храните береговой кабель на параходе в хорошо защищенным месте.

ЗЫ...вечером красного выпью, может еще чего вспомню...
...на очереди электросхема машинного отделения...позже-рулевого поста...


  • 1
Ну сегодня прямо день схода на меня откровений!
Оказывается можно поставить защиту от "соплей" утечки.
Оказывается проблема с береговым кабелем имеет простую причину и я не одинок.
(на камбузе рыбу уже жарят, стаканом булькают, а ты с отвертками у шкафчика на берегу!:()
Оказывается таки можно минус по корпусу класть!
Уточняю по ЧП на Св.М: То есть по монтажу Диф.авт был разнесен кабелем с биметаллом? Гореть начал инвентор или кабель (ну теоретически)?

...горел шуруп завинченный в кабель...питание было от берега(инвертор не причем)...на самом деле там стояло УЗО(его и выбросил тайский электрик), после него на главном щитке автомат на биметалле(вроде 50ампер), ток утечки был слабый, автомат не сработал, а изоляция кабеля(двойная резиновая) загорелась...разгоралось потихоньку-незаметно, электрик ушел днем, а заполыхало к ночи...потушить не смогли-пошел ядовитый дым...да рядом в том отсеке и пластиковый топливный бак с соляркой..

Ага, теперь понял.
Как подъем ката?

Если схема щитка верна -- гореть могло по незащищённой биметаллическим автоматом нейтрали. Её к корпусу пришурупили, а что там через корпус с чем соединено, да ещё через воду с соседями и железками, да при непонятном наличии берегового УЗО -- теперь только гадать.
От такой беды бывают сдвоенные биметалл.автоматы, им пофиг, в фазной линии перегрузка или в нейтрали, отрубают оба провода.
Но дифф.автоматы при явно полезной фиче отрубаться по утечке стоят ненамного дороже. При такой цене объекта (и при таком риске) экономить на диффах мне было бы стрёмно;).

Автомат тоже стоял!!! но это была плита, соответственно автомат на очень большой ток! Поэтому он не сработал(видно ток коратыша был меньше, но хватило для загорания).
Я уже писал(публиковал письмо боцмана о пожаре-очень прикольное, забыл где тут давал), что диф.автомат стоял!!!, но его снял тайский электрик днем перед пожаром, ночью и загорелось..

...когда допишу цикл заметок КАК ПОСТРОИТЬ ПАРАХОД, то думаю все будет казаться очень простым...это как говорил мой приятель португальский повар-если знаешь как, то все просто...делая при этом нам шикарный ужин из какой-то ерунды в моем холодильнике...
...я понимаю что ничего нового тут не изобретаю...но когда много лет назад стал владельцем прекрасной моторной лодки в штатах я вообще ничего не знал из того что тут обозначил...а что можно самому в легкую аргоном сварить 8мм люминь в корпус, даже и мечтать не мог...замечу-варить(когда все подготовлено) это очень и очень захватывающий и приятный процесс...было не оторваться..
ЗЫ...с подьемом пока непонятно...

Edited at 2012-07-22 02:58 pm (UTC)

Возможно, схема щитка не полная.
Хотелось бы её дополнить. (вспоминая щитки яхт, на которых приходилось плавать)

1 Обычно на щитке есть отдельный выключатель на топовый огонь (он выключается, когда яхта идёт под парусами)
2 Палубный огонь
3 12-вольтовый холодильник
4 Водяная помпа (Гидроджет?)
5 Откачивающая помпа
6 Включение навигационных приборов (возможно на верхнем посту?)

Обычно на аккумуляторах устанавливаются выключатели массы.

ЗЫ Калинин Владимир Алексеевич и был тем самым моим первым учителем яхтенного дела, который отговаривал меня от планов постройки яхты своим руками. Плаваю на чартерных.
Я учился у него на курсах ГИМС. Спортсмены-яхтсмены его недолюбливают, но меня он многому научил. И я ему сильно благодарен.

1.на щитке-установлены предохранители, а не ВЫКЛЮЧАТЕЛИ! ходовые+стоян.огни управляются выключателями(с поста рулевого).
2.что такое "палубный огонь"-впервые слышу..
3.уже писал-холодильник 220в(суперэкономичного исполнения,3амп при 350литров), 12вольт не нужны...
4.гидроджет(подача воды в вод.систему) стоит в левом ряду на фото и указан на схеме...
5.все водяные помпы откачки трюмных вод запитываются из машинных отделений-схема будет позже...с индикацией срабатывания на пост управл.
6.навиг. приборы стоят на верхнем посту-там есть свой минищиток(БлюСи,с плавкими предохранителями автомобильного типа)...основной бортовой компьютер буде установлен на столике(пока нет) рядом с главным эл.щитком в кают.кампании...
7.Выключатель массы на аккам. которые стоят в маш.отсеках быстро выходят из строя от морской воды(так было на С.Марии)...предпочитаю сбрасывать сам контакт, хотя делать это не к чему, интеллектуальный инвертор-зарядник более адекватно поддерживает их состояние(ежемесечные запрограммированные процессы циклов заряда-разряда даже при неиспользовании яхты)..
...замечу, что есть запасные гнезда с автоматами...всего заранее не предусмотреть...сейчас указано текущее состояние...может позже дополню по факту...
...насчет Калинина-ходили разные разговоры(типа зануда)...но видел его один раз-адекватный чел....он же посоветовал на С.Марии сделать слив отстоя из топлив.баков напрямую...но баки уже были установлены с верхним забором...потом жалел, что поздно услышил этот совет...

Edited at 2012-07-22 03:26 pm (UTC)

Понятно.
1.Просто не забудьте отдельный выключатель на топовый огонь.
2. Палубный огонь - фонарь на мачте, который можно включить ночью при работе с парусами на баке или у мачты. Так же им можно подсвечивать паруса для судов, идущих под двигателем, чтобы обозначить своё преимущество.
7 Я встречал выключатели масс , выведенные в одну из кормовых кают. Не в машинном отделении.

Калинин, да, именно "зануда" . Теперь я понимаю, что в хорошем смысле.

Юрий,здравствуйте!Изучаю Ваш опыт по электрооборудованию.Может,ещё не все рассмотрел,но есть вопросы и пожелания.Вопросы такие:
1.Какие части электрооборудования Вы изготавливали самостоятельно? Например,держатели предохранителей(>100А),Токопроводящие шины и шины нейтрали-заземления,клеммные соединения или что-нибудь ещё.
2.Имеет ли смысл пользоваться китайскими товарами с Алиэкспресс или лучше на них не экономить?
3.Какие существуют альтернативы для элементов электрооборудования из неяхтенного сегмента?
4.Не могли бы Вы выложить подробные фото электрооборудования Лизы с чёткой фокусировкой и читаемыми этикетками? Также интересует,если это не секрет,Общая электрическая схема всего оборудования ката.
Спасибо!

Роман,
- у меня только эта схема и есть еще входной электро блок-это важно, ими сам пользуюсь...
-электро компоненты(главный щиток, плавкие предохранители(100...300амп), блок автоматов-выключателей, отсечники стартовых акб) - это фирма БлюСи(америкозская, производство Мексика), остальные разные-входной изолятор от коррозии-было фото, входные автоматы, узо-бытовые, входные береговые разьемы-брал в ВестМарине, контроллер акб-их много(поищите у нас, дешевле всего-около 10тр, за рубежом от 300баксов)
-провода разные, толстые-сварочные(многожильные в резин.изоляции),
-шины на акб сварил сам-есть топик.
-инвертор-зарядник, Мастервольт на 5квт(200амп ток зарядки акб), лучше поищите на два вх.напряжения 220 и 110вольт
-китайские только купил автоматы на цепные лебедки(стояли плавкие), пока не понял качество, но лучше брать Блюси
-в принципе все можно собрать из не яхтенного сегмента, проблема-габариты как правило значительно больше и это неудобно, так главный щит будет в разы больше
-сИкретов у меня нет... повторяю-общая электро схема не нужна, достаточно этой...
-а вот лазить и фоткать влом))))-много других проблем...
успехов.

Edited at 2017-03-25 07:21 am (UTC)

Спасибо! Блю Си рулит!

Юрий! Я так понимаю,на Вашем кате все клеммные наконечники пропаяны-проварены? Или всё-таки кое-где обжаты-запрессованы?

-проварены только последний вариант разводки по акб и силовые(лебедки и инвертор-зарядник) где токи по 500+ ампер...(до этого они были пропаяны, но это хуево)
-обжаты только низкоточные-клемники на щитках, и пр, где сьемные стандартные штекера...
и вообще-низкоточные вполне достаточно просто делать методом скрутки, как-то я рассказывал как такое служит уже 20+лет просто в прибрежной полосе (3м) от берега океана и регулярно заливается соленой водой... силовые так не делаем!!!

А свободные позиции на электрощитке (9 шт.) подразумевают установку дополнительных выключателей?

щиток стандартный, остались лишние дырки... но всегда полезно иметь запас на случай установки новых дивайсов...

Как Вы рассчитывали,сколько кабеля надо приобрести для электропроводки ката? Сразу получилось,или остались излишки или наоборот,пришлось докупать?

брал много-много раз))))-не хватало, обычно покупаю на конкретную сеть-силовую, освещение и пр а вот только весной докупал для акб..

Просто по объёму предстоящих работ получается кабеля уйдёт примерно,как у Вас.Может,сохранилось у Вас в памяти или в записях,сколько конкретно в метрах ушло на силовые и на низковольтные?

Ждём-с электросхему и обзор рулевого поста!

  • 1