2012sillybilly (2012sillybilly) wrote,
2012sillybilly
2012sillybilly

Category:

параход №17-2 Схема электрощита.

№17-2. Схема главного электрощита.   Ниже приведена схема главного распределительного электрощита ката ЛИЗА.


главный щит


   В качестве основы электрощитка была взята стандартная панель(БлюСи).  Цена подобной панели ниже чем покупать отдельно входящие в нее элементы. При компактных размерах выглядит очень и очень достойно(см.фото ниже).  Множество сверкающих симпатичных светодиодиков, подсветка надписей, вольтметр. К сожалению не все надписи(см.фото ниже) соответствуют эл.схеме, позже исправлю.
1.Начну с диф.автоматов. Введение. Существуют всем известные автоматы-предохранители, осуществляющие автоматическое отключение нагрузки при превышения тока выше заданного(на основе биметалла). Такие обычно и устанавливают производители яхт.
    Есть устройства защитного отключения (УЗО), позволяющие определять ток утечки в электропроводке и отключать нагрузку если ток утечки превышает  15-30 милиампер(в зависимости от типа). Внутри они представляют собой две катушки электрические поля которых направлены встречно, это позволяет измерить ток в проводе нагрузки и нейтральном проводе. Если токи разные, то происходит отключение.
   Лучше на яхте применить дифференциальные автоматы, это приборы защитного отключения вбирающие в себя оба свойства (отключение по току в нагрузке или по току утечки в проводке).
   На С.Марии в процессе улучшения отделки кают-кампании загнали шуруп в провод питающий электроплиту. Здесь это провод соответствует идущему от дифавтомата№2 к штатному автомату щитка №4. Стало выбивать дифавтомат. Автоматический предохранитель №4 не срабатывал, ведь он был установлен очень мощный, что бы обеспечить фнкционирование плиты. Тока утечки не хватало что бы его отрубить. Новый хозяин С.Марии пригласил тайского электрика, который недолго думая отключил диф.автомат. Спустя несколько часов С.Мария сгорела. Как это было вы уже наверно читали http://2012sillybilly.livejournal.com/2289.html
   Замечу что на С.Марии диф.автоматы установил по совету инспектора ГИМС СПБ, проводящего в свое время освидетельствование ката на предмет увеличенного разрешенного района плавания. Фамилия Калинин, спасибо ему. Если бы возгорание произошло в Атакой марине(Стамбул), то думаю что сгорело бы более тысячи судов. Стоят они очень плотно, подьезд ограничен, а яхту(с запасом солярки 5кубов) потушить очень и очень не просто.
   Видимые на схеме предохранители в 250-350ампер, плавкого типа (каталог БлюСи). Так же видны рубильники позволяющие отключить кабель питающие моторные осеки(на случай пожара). 
2.Другой очень полезный прибор на яхте это инвертор-зарядник. Сейчас временно  поставил Стерлинг(коло 3.5квт, 220в, 100ампер ток подзарядки аккамуляторов). Производитель Англия, омечу что буду его менять на другой Мастер-Вольт(около 3.75квт,220в), но 200ампер тока подзарядки! Это позволит вечером держать генератор включенным меньше чем потребовал бы Стерлинг. Однако Мастер-Вольт значительно дороже (50% и более). Последнее быстро компенсируются стоимостью сэкономленной солярки. Указанные типы инверторов-зарядников позволяют поддерживать работу холодильников, даже имеющих большой пусковой ток. Установленный на С.Марии инвертор мощностью 1.5квт не выдерживал пускового тока холодильника, хотя мощность последнего не превышала100вт. Поэтому пришлось в холодильнике заменить компрессор на 12вольтный, что было хлопотно. Это надо учитывать при выборе инвертора и не скупиться.
  
фотощиток

  Фото главного электрощитка. Левый ряд-это автоматы общего назначения. Средний-распределение света по кату. Правый-сеть 220вольт. Крыжечки на некоторых автоматах, это защита от дураков.Правее-внизу, это три дифавтомата. Ярко-красный индикатор напряжения легко читаем, проходя мимо всегда краем глаза его видишь. Справа-вверху замечательный прибор учета фирмы Хантрекс.
3.Хантрекс позволяет очень эффективно отслеживать процессы зарядки-разрядки аккамуляторов. Ток заряда (от инвертора-зарядника) и ток разряда, суммарная мощность состояния аккамуляторов (сколько ампер-часов осталось до полного разряда или заряда) и сколько необходимо для этого времени, напряжение на аккамуляторах, звуковая предупреждающая сигнализация, возможность подключения к интернету и прочее...
   На схеме главного щитка внизу виден шунт. Все процессы идит через него и снимая на нем падение напряжение Хантрекс вычисляет текущее состояние аккамуляторов.
   Повторяю-это один из самых важных приборов на яхте, наравне с эхолотом или картплоттером-GPS! 
   Расскажу полезный совет из моей практики. Иногда береговая сеть марины оснащена своим диф.автоматом. Часто пытаясь подключить к ней береговой кабель  я испытывал неудачу, береговой диф.автомат выбивало. Время разбираться не было, хотелось сначала отдохнуть и поесть. Тогда я подсоеденял береговой кабель не к входному бортовому разьемы яхты (см.№17-1), а напрямую к одной из яхтенных внутренних розеток. От которой питание распределялось по кату. Таким образом из цепи питания исключались многочисленные защиты. Это опасно, но иногда так хотелось побездельничать. Позже разобрался, это морская соль попала в одну из входных вилок берегового кабеля и появился ток утечки, поэтому диф.автомат на берегу и выбивало. Совет, храните береговой кабель на параходе в хорошо защищенным месте.

ЗЫ...вечером красного выпью, может еще чего вспомню...
...на очереди электросхема машинного отделения...позже-рулевого поста...

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments