?

Log in

No account? Create an account

Свободы хочется и денег. Сидеть бы на палубе, трескать вино... А вечером -дамы... А П Чехов


Previous Entry Share Next Entry
№64-5 мастерим чудо-якорь
...хочу в окиян...
2012sillybilly
Безымянный
...итак, "чудо-якоря" для Лизы готовы, но  не совсем понятно, что от них можно ожидать на практике... навеяно надвигающимся сезоном циклонов в Тихом океане, где зимует замечательная семейка http://krugosvetka-spb.livejournal.com/155144.html

...записываю в основном для себя-позже часто сам тут подглядываю то или иное решение
тут http://2012sillybilly.livejournal.com/146959.html я рассказал об окончательном этапе изготовления чудо-якорей, но как-то так и не понятно сколько цепи при каком ветре и глубине нужно выложить. Восполню этот пробел, ведь в интернете необходимую длину отданной цепи берут с потолка, каждый во что горазд и соответственно все врут((((-например тут  http://www.petersmith.net.nz/boat-anchors/kellets.php
...обратите внимание, что ниже при определении требуемой длинны выданной цепи не используются притянутые за уши переменные типа "длинны или массы лодки",  "отношение глубины и длины цепи (3-7)" и т.п., я буду использовать только выверенные теоретические выкладки многократно  проверенные на практике, но почему-то никогда не использованные в морском деле...

... ниже расчеты на основании "совкового"(это я супер-уважительно) теоретического курса "сопромата", ведь когда я его  постигал (1980ые), "калибры" уже наводились корреляционно-оптическим методом, а сейчас верояно-тупо по джи-пи-с/глонасс((((...

В первой теоретической части была приведена эта табличка зависимости давления ветра на яхту от его скорости

621713_600

...лучше конечно посчитать  для своей яхты более точно по формуле................................ так мы можем оценить какое же давление будет на якорное устройство в кг.
Это конечно справедливо для дна песчанного, илистого и тп., а вот на коралловом/каменистом дне все определяется усилием якорной цепи на разрыв. При сильных ветрах сопротивлением оказываемым чисто цепью лежащей на песке можно пренебречь-работает только якорь.
У каждой яхты свой якорь, но удерживающую силу любого якоря на мягком грунте обычно можно оценить бросив его на песок и включив реверс, поднимая обороты смотрим когда он поползет-легко пересчитать обороты движка в тяговое усилие это и будет практическое значение удерживающей силы конкретного якоря.
У Лизы при полной мощности движков развивается усилие около 2000кг(позже найду уточняющий расчет), значит есть возможность попытаться оценить удерживающую силу якоря в этом пределе (до 2000кг). Или все же проведу эксперимент и динамометром выясню. По расчетам  65кг чудо-якорь обладает удерж.силой  около 1600-2000кг.
Очевидно, что удерживающая сила якоря будет выполнятся только при условии не отрыва его рыма от грунта, вот это значение тут и определим.

#1 ЯКОРНАЯ ЦЕПЬ. Гарантированное(с запасом на рывки) выполнение этого условия можно вычислить из формулы-

F{сила в кг}=М{масса отданной цепи,кг} х L^2{квадрат длинны отданной цепи, метры} / (160 х h{глубина, метры})

PS...для самых умных- "гарантированность" обьясняется тем, что фактически в формуле переменная h это стрелка прогиба в середине цепи, а не текущая глубина...

ПРИМЕРЫ=

Вес цепей сцепкой в 100мп.= диам.8мм-110кг,10мм-175кг,12мм-255кг,13мм-295кг ...для Лизы при диам.цепи 13мм вес 100мп=295кг.

Тогда при отдаче всей сцепки в 100мп, и глубине 3м, F= 295кг х 100м^2/160 х 3м= 6000кг, что существенно выше максимально требуемых 2000кг(макс.удерж.сила якоря Лизы).
Пересчитав видим, что требуемое усилие в 2000кг можно обеспечить у Лизы и при стоянке  до 10 метров глубины, где можно переждать ветер в 50узлов отдав все 100мп цепи.
Теперь стало очевидно, что отдача излишка цепи не приводит к существенному росту удерживающей силы, хотя это и не повредит...
**********************************************
PSЫ...  прикинем для моей любимой яхты Вера (63фута, около 20-25т)... там  якорь плуг весом 35 кг( F=350кг), цепь 10мм(?- по памяти), ...
ветер уже в  25+узлов давит с максимальной удерживающей силой этого якоря... а сколького же мин.цепи надо отдать при глубине 10м?...  формула= 350кг= 175кг х Х^2/(160 х 10м)...ответ Х = 60м... на Вере- 100мп качественной нержцепи(разрыв 5.000-10.000кг), что многократно перекрывает удерживающую способность ее якоря... но я бы сменил якорь, ведь 25 узлов это совсем и не много(((...
...помню, что на Красном ночью стояли на Вере под укрытием корал.рифа(забыл название-там Леша обзавелся большой тридакной)... волна=0.3м, глубина 7м, северный ветер в 25-27узлов, отдали около 60-70мп, ночью нас стащило метров на 70-100, что подтверждает вышеуказанный расчет-стояли на пределе...
...а в Тихом "Эль-Нинье" только звереет((( и не следует ожидать, что можно выстоять на песчанном дне при ветрах  50+ даже на 65кг "чудо-якоре".....

***************************************

ВЫВОД- используя предложенную методику расчета можно играючи точно определить для каждого конкретного случая, что можно ожидать. Д
ержащую силу своего якоря прикиньте по результатам испытаний различных якорей приведенных в первой части этого раздела введя поправочный коэфициент по массе/площади лапы используемого вами якоря(нелинейная зависимость-при увел.массы якоря в 2 раза, площадь лапы увеличивается на меньшее значение) ...
...этот  расчет хер где найдете, только у меня... как всегда просто и гениально... а те кто проходил сопромат поймут-это шедевра из шедевр))))...


ЗЫ... проверить  вышеизложенное, да и многое другое полезное по "сопромату" можно проштудировать например тут- "Металлческие конструкции. спец курс. 1982"   https://yadi.sk/i/40QRklVPjiFjV
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
PS...более точный расчет по отрыву якоря от грунта можно вычислить по формуле(расчет сделан сходя из того, что стрелка прогиба цепи будет в районе якоря)
Fкритическаяя{сила в кг}=2 х М{масса отданной цепи,кг} х (2хL)^2{квадрат двойной длинны отданной цепи, метры} / (160 х h{глубина, метры})= F х 8
Это тот случай когда соеденительная якорная скоба будет оторвана от грунта.
Для Лизы когда при отдаче всей сцепки в 100мп, и глубине 3м, F= 295кг х 100м^2/160 х 3м= 6000кг х 8 =48.000 кг.
Исходя из графика выше, для яхты длинной 18м и ветре 250 узлов, цепи 13мм отданной на 100мп, сила давления и составит 48.000кг,
хотя такую нагрузку не выдержит не якорь на песке (2000кг), не якорные скобы (нерж-разрыв 9000кг), ни оцинк.цепь разрыв 18.000кг.(нерж.цепь 9000кг на разрыв), хотя на коралловом грунте держащее усили якоря можно исключить, тут все будет решать оставшиеся за ним элементы.
Итак, при качественной оцинк.цепи 13мм можно расчитывать на усилие не более 18.000кг, что соответсвует ветру порядка 170 узлов(это для монохола в 18мп).


**************************************************
#2 ЯКОРНЫЙ КАНАТ. Многие яхты не оснащены длинной якорной цепью и используют канат. В этом случае при сильных ветрах необходимо использовать "утяжилитель". Тут http://www.petersmith.net.nz/boat-anchors/kellets.php   приведены неверные утверждения, что такой утяжилитель мало полезен. В действительности, даже при использовании каната можно достичь держащей силы якоря такой же как и при использовании цепи.
Как уже я говорил все определяется держащей силой самого якоря, которая максимальна при не отрыве его рыма от грунта. Если используется канат (вес ничтожен), то рым вероятно оторвет и веретено якоря составит с дном некоторый угол-держащая сила якоря сильно снизится.
По видимому утяжилитель целесообразно устанавливать в центральной части якорного каната, так он не только улучшает работу якоря, но и демпфирует рывки.

Массу утяжилителя при сильных ветрах (при отношении длинны отданного конца к глубине 1/8-1/10,) можно оценить в первом приближении по не сложной формуле-

М(масса кг)=F(держ.сила якоря, кг) х Н(текущая глубина) / L(длинна каната, м)

Пример, для Лизы и "чудо якоря" 65 кг, на глубине 10м - М=2000кг х 10м / 100м= 200кг требуемая масса утяжелителя  обеспечивающая надежную работу чудо-якоря, что обычно сложно реализуемо.

Для яхт с якорями "традиционнго" типа, например "плуг" 35кг, масса утяжелителя  будет 40кг, что вполне реально (вес примерно равен массе якоря).  Да  легко и запомнить, утяжелитель=массе якоря, глубина не более 10м, якорный канат=100мп.
Соответственно выводы
http://www.petersmith.net.nz/boat-anchors/kellets.php ошибочны.



Tags: , ,

  • 1
Из моей вчерашней ленты, Кэп, вам в копилку, может пригодится http://www.sevprostor.ru/podgotovka-k-puteshestviyu/equipment/898-homemade-delta-anchor.html

P.S. Интересно, что это за новый проект "Nevo", аж распирает...)

-там про "САМОДЕЛЬНЫЙ ЯКОРЬ ТИПА "ДЕЛЬТА"-в топку эту доисторическую хрень!!!...
PS...новый проект "Nevo"???- нет, не слышал))))

Да в этом году погода аномальна , в Крыму Чёрное море тож перегрето летом до 28 доходило , еще неделю назад до циклона вода 24 была ...

...если никому не интересно про расчет отданной цепи, то для тех кто часто чистит рыбью чешую, в комментах предложили прекрасный и доступный способ http://2012sillybilly.livejournal.com/113177.html

Edited at 2015-10-12 07:26 pm (UTC)

Ну и где ты есть ? Опять в тёплых краях или трудишься ? Как рука , как сам ? Пиши !!!.

ты мой лучший френд!

...сижу и пью со Скоттом... составляю ему письмо Путину, он хочет сжечь свой америкозский паспорт и попросить наш, серпасто-молоткастый)))
...похоже это письмо будет королевой шедевр)))..
а так надстраиваю вертолетную площадку и в понедельник придет первая джакузи для "Нево".
ЗЫ..еще он уговаривает вас мудаков бросить и сьебать открывать бизнес на Кубе))))

Edited at 2015-10-17 08:29 pm (UTC)

Re: ты мой лучший френд!

PS...что-то полезного написать и не приходит в голову...
Вот только почти закончил формировать очень красивый пейзаж из валунов... такой красоты в наших краях и не сыскать, будет время-сфоткаю...
а билеты на тропические острова уже в кармане)))

  • 1