Поход протяженностью в месяц закончен, кат выехал на берег в огород)))... Были разные замечания по кату, систематизирую их-в первую очередь для себя. Позже отдельно будет составлена "Лоция" Ладога-Соловки (Ладога- Свирь-Кижи-ББК-Онего-Соловки-Кузова...) Уже успел поделится рецептом "Деликатесов" - маринованная ламинария, запеченые мидии и видезарисовкой на ю-тьбе https://youtu.be/YZCwyRYKUvo
№0 Общее. Пройдено чуть более 1000 морских миль (=1900км, из них обратный путь 530 миль). Израсходовано 1770 литров соляры, ( заправлено перед отходом= 600+600+600+250, + 600литр в Беломорске, всего 2650л, остаток по факту составил 880л. Чистый расход движков=1600литров.
Электрогенератор проработал 50 часов (=90-39часов ранее) х 3-3.5литра/час= 150-170 литров минусуем из расхода движков.
Итого кат сожрал 1.6 литров на милю (и это при погнутом правом винте), а при исправном винте было бы порядка1.1-1.3литра на милю. Или при попеременном хождении на каждом двигателе(так мы поступали на С.Марии) 0.7-1 литр на милю., что составляет запас хода на движках 6.000-8.000морских миль. Это почти на порядок больше, чем у стандартных посудин схожих размеров...
Практически все время держал обороты в 2000об.мин при скорости 6.7-6.9 узлов (на двух движках), 5.6узлов на одном, это экономичный режим, крейсерские обороты 3.500 об.в мин (максимальные рабочие 4000об). Только в финальные два часа (штормило) поднял обороты до 2.300-4000об.мин. Пройдено всего около 70 шлюзовых камер и 6 мостов в разводку. Экипаж 8..6 человек (двое детей).
№1 Погнутый винт. Как оказалось выезжая из канала по мели я помял правый винт. Выходить из канала пришлось по омелевшей Ладоге (более -1метр от номинала) и в винт видать подсосало камешек, но об этом я узнал значительно позже. Вибрации практически не ощущал, но расход правого движка был почти в 2 раза больше левого. Выход из канала осуществлялся на оборотах 4.500(320л.с.), только так удавалось сдвинуть кат в среднем на 10-30см в минуту. На обратном пути канал обсох еще на 15см (отгонный западный ветер) и пришлось опять ползти на брюхе в облаке белого облака (несгоревшей соляры), ведь движки были перегружены-работали на предельных оборотах, а кат практически стоял...
Малая вибрация от погнутого правого винта обьясняется установкой на кате упорной муфты, она удерживала кончик гребного вала в соосном состоянии. Если бы стояла обычная демпферная муфта(кардан) на коробке, то вибрация была бы недопустимой и запускать правый дизель было бы нельзя, разбило бы дейдвуд. На всякий случай у меня была пара запасных винтов и винтосьемник, но эти винты я не успел отбалансировать после подрезки и менять не стал...
Найдите отличие на правом и левом винте))))....
...тут от вибрации развалился даже цинковый анод на гребном валу, но опорный подшипник еще терпимый(люфт 0.5мм)... вот поэтому расход на правлм дизеле и был почти в два раза больше...
... вывод-созданная конструкция винто-рулевой группы ката может функционировать и значительно более 1000миль даже находясь в самом плачевном состоянии...
...левая группа в порядке, только чуть отпескоструило нержу...
..последние два дня самые у меня тяжелые в году... вода в Ладоге еще ниже, и нырять в узость между дном и корпусом было страшно и тяжело... да и колеса с тележками тяжеленные-отбил ногти на руках, а сухой костюм порезало-нужен новый... осталось крутить лебедки и вытащить кат в огород, ведь так и не успел модифицировать мех.лебедки в электро-механические...
...описанное подтверждает, что Лиза-это суперкондовый параход))), хотя тут диллема, ведь кондовость достигнута в том числе и за счет увеличения массы ката...
... ни один из известных мне подобных кораблей не способен совершать то, что Лиза выдержала в этот раз- проехать сотни метров по мели глубиной менее 0.5м, выброситься в безысходной ситуации на берег(р.Свирь), иметь запас хода во многие тысячи морских миль и т.п... хотя, если вы паркуетесь поочередно в манерных европейских маринах, описанные преемущества Лизы несущественны...
№2 Якоря.На Лизе стоял носовой "Плуг"(вес в 40кг был выбран по рекомендации импортной фирмы-производителя, куплен по каталогу Маритим/Мериден) плюс 100мп 13мм цепи. Второй носовой пока не был установлен. Кормовой- якорь Брюса(50кг).
Как оказалось плуг-это полное дерьмо, он вообще не забирал на песченном/суглинистом/илистом дне. На Белом в прозрачной воде(осторв Анзер) я увидел, что он лежит верх тормашками и ни при каких условиях не становиться в рабочее положение, даже принырянии не удавалось руками придать ему правильное положение. Поэтому практически при всех якорных стоянках на ветру он не держал, хотя на глубине 2.5 м мы отдавали 30мп цепи, но за ночь нас сносило на 300метров!(ветер17-20узлов, без волны). Поэтому пару раз приходилось выставлять на ночь вахту. Несколько раз при переменном ветре утром вынимая якорь мы видели, что он полностью обмотан цепью(если бы он забирал, то такого бы не происходило) Плуг вероятно сойдет на каменистом или коралловом дне, хотя очевидно, что его конструкцию позаимствовали придурки у обычного пахотного плуга у которого строго противоположная задача-не держать, а легко вспахивать землю. Коме этого наличие шарнира на плуге усугубляет ситуацию-усложняет процесс придания якорю рабочего положения. Введением в конструкцию этого шарнира вероятно пытались повысить прочность веретена при боковых нагрузках на якорь. Даже элеметарный Дельта в разы лучше, в чем я убедился на С.Марии(30т), когда неделю ждал погоду в йеменской открытой бухте открытой куда приходила волна в 2...2.5 метра с Индийского океана.
Якорь Брюса забирал хорошо и претензий нему не было, хотя ставили мы его на обычной 12мм веревке без цепи. Выбирали его с трудом кормовой мощной лебедкой для генуи(надо буде усовершенствовать проводку якорного конца).
Поэтому в качестве носового будет самостоятельно сделан якорь типа Мантус/Рокна, но с улушенными характеристиками. В качестве кормового сварю что-то типа Дэнфорта(25..30кг, так удобнее выставлять с тузика). А 50кг Брюса посталю на нос в качестве резервного для каменистого грунта или как запасной для всех типов грунта .
Этапы выбора, расчета и создания якорей начал описывать тут http://2012sillybilly.livejournal.com/139722.html
Вот так на практике я убедился, что устоявшееся мнение-" плуг хороший якорь", это массовое и опасное заблуждение..
№8 Специфика отхода ката от убитого пирса...
...я уже как-то делился хорошим способом отхода ката от пирса, в этот поход он мне пригодился в Беломорске, когда пришлось встать к убитому грузовому причал ("Причал №2"), рядом с громадными буксирами транспортирующими плавающие причалы для АПЛ... На фото не совсем понятна ситуация, причал это два бетонных быка (один виден в конце причала), а второй у носа ката. Между ними разрушенная перемычка (металлокаркас и дерев.настил) углубленная внутрь быков на 0.7м, ни вперед ни назад, хода практически не было. Отходить носом нельзя-там вплотную стоял буксир. Двинуться назад нельзя-там через 0.6м была стенка быка. Плюс навалные течение и ветер...
Время отхода было очень лимитировано, совсем рядом был разводной мост, который нас ждать не стал бы- нужно было идти практически уткнувшись в корму грузового корабля...
Если бы мы стояли в манерной марине, то я бы просто включил движки в раздрай и элегантно отошел от пирса задом, одерживая у носа кранец. В описываемом случае и отход на носовой подрульке невозможен, ведь тогда корма поджимается к самому пирсу, а там на дне полно разного хлама который может помять и винт и руль.
Тут лучше было воспользоваться другим приемчиком, выкручиваем штурвал вправо до упора, отдаем кормовой конец, но удерживаем носовой, включаем задний ход только на левом движке!(правый поплавок выступает в роли тормоза). Кат начинает кормой отходить от пирса ни на сантиметр не смещаясь в сторону опасного кормового быка. Нос ката же не травмируется вторым быком-прижима в таком варианте там нет, хотя носовой кранец и не помешает. Когда угол ката с пирсом составил 30-35гр, включаем реверс на втором движке, отдаем носовой конец и уходим от опасного причала кормой.
№3 Электропроводка. В походе были выявлены три проблемки с силовым электропитанием.
Первая-заземляющий кабель зарядника-инвертора сильно стал греться и пахнуть горелой изоляцией, ведь ток по нему превышал 500амп в непрерывной работе. Оказалось, что болт установленный на корпусе куда крепился этот кабель был маловат- 8мм, надо заменить на 12-14мм.
Вторая(ВАЖНО)-разводка силовых кабелей по АКБ(12шт х 70амп.час) была осуществлена частично последовательным методом, это ошибка- надо использовать кабеля равной длинны идущие от каждой АКБ и соеденять их вместе на терминале. Подобная ошибка была и на яхте Вера, Леша ее недавно исправил. Это не только лучше (АКБ нагружаются одинаково), но и проще-можно купить готовые кабеля нужной длинны с оконечниками(в любом автомагазине), а не замарачиваться с лужением кабеля как сделал я нп Лизе, но это легко исправить.
Третья(очень полезно). Почти сразу сгорел предохраниетль якорной лебедки. Запасного на борту не было, жадничю- ничтожная фиговина стоит около 50баксов. Тут выручил мой же топик http://2012sillybilly.livejournal.com/124661.html , где предлагается заменять плавкие предохранители вставками из медной или алюм.проволоки. Для шпиля по мануалу был нужен предохранитель на 350амп, но я нашел кусочек одножильного провода диаметром 2мм(это около 220амп), и шпиль весь поход исправно вынимал цепь с якорем.
№4 Фильтры-отстойники...
... установленные на Лизе фильтры отстойники идеально справились со своей функцией, они не только отделили отстой(см.корич.гадость внизу стакана), но и исключили небольшой подсос воздуха (видно на трубопроводе левого движка где-то чуть подсасывает воздух). Подсос воздуха обычно бывает очень сложно выявить и устранить, так на Вере подсос шел и заборной трубки внутри топливного бака! , когда тот опорожнялся наполовину... уж и не представляю как это сумели определить..
Штатный фильтр-отсойник остался идеально чистым (видно по вакумметру), вообще данная система расчитана на говеное топливо в тропиках зараженное бактериями, а в нашей холодной полосе это и не столько важно...
....уровни топлива в расходных баках сделаны в виде обычных "гидроуровней", так точность показания составляет в несколько литров-я отградуировал баки заполняя их из цистерны, это очень удобно для точного определения расхода топлива на пройденную милю и при заполнении баков. Установлены еще электронные датчики, но гидроуровни на порядок точнее и электронные датчики за ненадобностью.....
№5 Парусное вооружение. Поведение во встречную волну(запас мощности)....
Паруса ставили довольно часто, но только стаксель и бизань. Ведь путь шел в основном в узостях. Паруса помогали движкам в среднем заменяя по мощности один из двух(добавляли 1 узел при хождении на одном движке). Провел эксперимент, кат шел против ветра в 15 узлов (35гр в левый борт), чистая скорость под стакселем и бизанью была 2.4 узла, это не так и плохо для такого ветра, тем более грот добавил бы еще столько же парусности.
На обратном переходе Ладоги чуть раздуло, встречный ветер строго в рожу 20..25 узлов. Короткая волна до 2м. Идти было более 100км. Я держал 2000об.мин, боясь разбить правую винто-рулевую группу(погнут винт и уже ощущалась вибрация на корпусе). Если честно, то Лизу сильно качало от короткой встречной волны. Ощущались сильные шлепки днищем в районе кормы о воду, ведь тут дно почти плоское, зато подобного не было в носовой части(обычно они сильнее и опаснее), это было достигнуто за счет конструктивной большой килеватости носов. За три часа до финиша поднял обороты с 2000 до 2.300, и поведение ката принципиально изменилось, его перестало раскачивать и он стал легко резать встречную волну(носы очень узкие и острые). Скорость повысилась на 30%!. Все тут вздохнули свободно и попрекали меня, что так не поступил ранее. Вывод, как я и ожидал ранее, запас мощности очень нужен во встречную волну, а ведь он на Лизе был еще огромен (до 4000об.мин, почти 70%), хотя при обычной ситуации ходить на полных оборотах не экономично, ведь мощность больше уходит на волнообразование, а вот во встречную волну этого эффекта(волнообразования) не происходит, мощность позволяет резать волны повышая стабильность ката. Напомню, мощность ката 320лс, что на 30-40% больше аналогов.
Еще во встречную волну понял, что не правильно набили ванты. Дело в том, что система из двух мачт на Лизе должна набиваться совместно, а мы набивали отдельно грот и отдельно бизань, в результате связь на их топах не работала. Сама бизань не расчитана на такое, ведь ее передние ванты только страховочные (на случай утери грот-мачты) и "натяг вперед" должен обеспечиваться от топа грота.
№6 Навигация (гармин-ненадежное дорогое говно, гидролокатор бок.обзора-выручалочка...
На Лизе большой картплотер- гарминовский, так GPS датчик к нему сменил этой весной второй раз и все равно он быстро вышел из строя на Белом море. Первый раз разобрав антену увидел, что она полностью залита водой, в этот раз датчик просто глючил выключаясь через 0.5-1 час работы. Посмотрев исполнение, понял, что качество сборки датчика никудышное... Я уж не говорю, за какие огромные деньги предлагают купить официальные карты гармин...
Другое дело гидролокатор бокового обзора, он служил верно и я понимал какое дно вокруг ката, так проще было найти фарватер или понять на какой грунт бросам якорь...
.
№7 Отопление+правильное одеяло+...
...камин топился целыми днями. На нем быстро сушилось вымокшая на дожде одежда, я даже не представляю как бы мы выжили на Белом без него. Для сушки использовалась полочка(нержа) и окружающие камин релинги, он вечно был обвешен всякой всячиной))))...
Удобно было в камине и сжигать бумажные отходы, а это их существенная часть...
Мы были не готовы к такой холодной погоде (+9гр воздух, +6 вода) и дикой влажности(особенно ночными туманами). Лично меня ночами спасало пуховое одеяло купленное в Икея (невероятно полезная и приятная фигня).
Обогрев в каютах еще полностью не доделан (проблема с прокачкой контура обогрева от движков), но были установлены и работали ИК-панели во всех каютах.
"Иконостас" над камином-это память о монастырях и храмах которые посетила Лиза, их уже года три дарит кату члены команды. Осталось лампадкой обзавестись))))....
№8 Разное- Лиза идеальное убежище в Апокалипсис.
Скажу только одно, кат не имеет аналогов по выживаемости в любых ситуациях, осталось только купить опреснитель и солнечные батареи, а в остальном абсолютно кондовый параход...
За время похода- Проползли туда и обратно на брюхе мель. Без последствий разфигачили ЛЭП)))-проверка на молниеустойчивость. Выбросились со всей дури на берег. Проверили ход под парусами. Пережили жуткие холода. Определили что автономность огромна, только под движками до 6000-8000 морских миль. На борту легко уместилось 8 челов, плюс остались свободными койки еще на пять и пустовали "уличные" кровати и диваны. Как и ранее кат способен самостоятельно сьезжать и выезжает на берег на своих колесах. Заложенный принцип облегченной саморемонтности позволяет в основном использовать любые подручные материалы, а не специализированные, которые сложно достать, для движков есть большой запас ЗИПа.
Главное-собрали кучу освященных образов, которые должны придать кату непотопляемость))).
№9 ББК готовят к большой войне...
...ББК находится в идеальном состоянии, хотя практически и не используется-максимум один пароход в день плюс один катер/яхта. Однако его ускоренными темпами готовят к Большой войне, достраивают радиоационно-бактериологические укрытия, усиливают линию обороны. Охрана с автоматами. Особенно позабавило, что под вьездными воротами заливают на большую глубину бетон-назывется "противоподкопная защита", бред-бредом, ведь в паре метров рядом этого нет. Да и вы бы видели в каких золотых импорных часах ходит начальник ББК(наверно сэкономлены на бетоне от "противоподкопа"), любой в Кремле таким позавидует...
Если бы в этот раз нам повезло бы и с погодой, то пожалуй сложно представить лучший поход, да и команда была достойной... Вот пожалуй и все о вояже на Студеное море...
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →