2012sillybilly (2012sillybilly) wrote,
2012sillybilly
2012sillybilly

Categories:

Пример постройки ката (часть№2)

0_3
... это продолжение топика о "проектировании ката"  http://2012sillybilly.livejournal.com/137387.html , теперь добрый чел привел ссылки на фотки его постройки и продажи...

Вот на этих фотках   http://simeiz22.io.ua/album610832
превосходно видны почти все этапы постойки, а тут http://www.ensignbrokers.com.au/ensign/boats-for-sale/used/sail-catamarans/nirvana-j60-sailing-cat/162050 этот же кат высталенный на продажу...
******************************************************************
Чуть поделюсь мыслями о постройке этого ката... напомню, что эта модель мне симпатична, но есть и кое-какие вопросы ...
На мой взгляд используемая  технология наиболее доступна для самостройщиков, когда строится корпус в единственном экземпляре. Обычно на заводах используются другие технологии, которые ускоряют скорость создания корпуса. Это болваны или матрицы- полноразмерные шаблоны на/в которых выклеивается корпус. Болван-шаблон килем к верху, клеят начиная от внутренних поверхностей и заканчивают наружной. Матрица-килем вниз и выклеивается от наружной поверхности днища, по такой технологии делают и Баварии, тут подробное описание процесса http://www.bavaria-yachts.ru/tour
Надо понимать, что такие болваны или матрицы очень дороги. Так описанная ранее мной модель Shipmen 63, строилась на словенской верфи, там сейчас производство захирело- постройка яхт стала экономически не выгодна, но верфь с успехом строит матрицы под яхты по заказам других фирм.
При создании Нирваны использовалась технология схожая с применением болвана, но практически без затрат на его исполнение...
1
... смотрите, сначала тайцы из фанеры сделали каркас типа болвана (килем вверх)- розовая фанера... профиль шпангоутов и набора играючи рисуется в Автокаде... далее полоски пенопласта привинтили к каркасу шурупами- удивительно простая технология, позволяющая организовать и сложный профиль поверхности...
2
...тут чуть обточили и подправили профиль ленточной плоскошлифовальной машинкой, местами большие огрехи чуток подшпаклевали...
3
..для проверки внешнего профиля использовали и кой-какие шаблоны расчитанные на компе...

4
... как обычно полученную конструкцию обклеили стеклотканью с "эпоксидкой" используя валик... кстати использование эпоксидки исключает появление  в дальнейшем осмоса...
... примерно как-то так же строилася и карбоновый Shipmen 63, но в матрице- слой стеклоткани, остальное слои карбона...
Сейчас есть и более прогрессивная технология, когда сразу на матрицу выкладывается множество слоев стеклоткани, а смола затекает в нее под воздействием созданного вакуума- так исключается наличие пузырьков воздуха внутри корпуса и ускоряется скорость работ...
10
...крыша рубки сделана одновременно по этой же технологии... на ней лежат шаблоны для проверки края...
...вентеляторами пытаются согнать из рабочей зоны ядовитые пары при подсыхании эпоксидки...

9
... для придания пенопласту гибкости местами его надрезали продольными пазами... позже их зашпаклевали...

5
...осталось прошпаклевать, прошкурить и можно наносить грунт...
12
...зато какая красота...

14
...краном перевернули корпус, внимательный глаз тут увидит часть "лишних" фанерных деталей- это остатки болвана которые будут в дальнейшем удалены...

16
... излишек фанеры начали удалять, а борта заблаговременно для удержания формы корпуса  укрепили временными диагоналями...

19
... а вот тут самое интересное- множество фанерных деталей болвана обеспечивающих на начальной стадии форму для крепления пенопласта выломали (вверху борта видны остатки), а часть оставили как констукционное усиление корпуса (справа-переборки)...
... поверхность зачистили и подравняли лепестковой шлиф.машинкой... на полученную поверхность под углом наклеили второй слой пенопласта...
20
...этот слой пенопласта для первоночального удержания формы до момента подсыхания клея крепили на шурупы (точки на поверхности)

17
... вот что получилось- прекрасно и достаточно легко и дешево в исполнении...
24
...осталось сделать кили и прикрепить их на место...
31
...прервусь и поругаюсь... судя по всему кили сделаны подобно вышеописанной технологии, поэтому они не обеспечат  досточной местной прочности и этот кат нелmзя будет оставлять на грунте во время отлива для обслуживания днища...
...вес Нирваны около 20т (+топливо, вода и т.п.), а это очень много...  даже толстенный (несколько слоев по 8мм) и прочный люминь(АМГ1561) на Лизе с трудом выдерживает такие местные нагрузки, а тут пенопласт/эпоксидка/фанера... да и при поднятии Нирваны на слип для ремонтов или отстоя нужно будет сооружать специальные подпорки вроде тех что видны на этом фото...
И вообще один из главных недостатков "пластиковых" параходов-это малая прочность корпуса как под местными нагрузками, так и общая жесткость корпуса хромает-часто корпус "ломает" на сжим ремнями подьемника (так было у меня на С.Джулии, 40футов)...
... и что-то мне не вериться, что осадка этого ката 90см, посмотрите фотки выше- только высота киля около 0.8см...

333 222 111
...и вот что бывает если пластиковый Лагун 520 немного поваландает по рифу-днища практически не останется... к сожалению фото прислали мне  в малом разрешении...

Итак, при весе корпуса с палубой и встроенной мебелью в 9.000кг и усредненной  ценой за материалы  около 5$/кг, общая стоимость= 50.000$
Если бы корпус и надстройка были бы из люминя, то при этих размерах и толщине борта в 8мм, его вес составил бы около 15...20т, что при цене за морской люминь в 10$/кг, =150.000...200.000$, экономия очевидна... Видимо из-за этого каты такого размера и не строят из люминя, получаться дороговаты с конкурентами...
Есть еще один огромный минус подобного корпуса ката, он горит лучше чем спички и потушить пожар практически невозможно... так  "сестра" Веры, тоже Shipmen 63 под управлением соотечественников (кстати, полные мудаки) сгорела ночью в открытом море за считанные секунды... экипаж еле успел высадиться в спас.плот, а вертолет нашел их по последней выпущенной красной ракете...
34
.... обратите внимание, как вывполнен мостик от корпуса к носовой балке- в виде двойной конструкции...
... я бы в этом пространстве разместил опускаемый трап, так иногда организуют на катах... очень удобно, подошел носом к песчанному пляжу и опустил трап ( крепиться на кронштейне со стороны корпуса)... хотя и сдесь могли так сделать- ХЗ, но из фоток этого не видно...
33
...большущий и обитаемый флайбридж-это еще одно оргомное достоинство Нирваны, но черезчур много больших бортовых иллюминаторов- может выдавить волной...

50
... прекраснои то, что он накрыт жестким козырьком, это функционально практически во всех регионах, от тропиков до Аляски.. я бы на корме организовал опускаемую дайв-платформу, это очень удобно, да и тузик на ней можно разместить на переходах..
51
..пожалуй и планировка главной палубы удобна и рациональна...
53
..однако использование одно спуска в две смежные каюты поплавка уменьшает живучесть судна, это большущий обьем оказывается не разделен переборками...
...да и стремно когда случайно видишь чужую какашку в толчке)))... одна из кроватей изголовьем упирается в маш.отсек, где рядышком дизель... и залезать на кровать с торца это жутко неудобно...
59
... и главное что меня смущает... строили-строили, но обьездить Нирвану и не захотели... возможно тут какая-то засада (конструкторская ошибка, скрытые дефекты и пр)... да и за этот размер 60футов- 2.3млн это дороговато по сравнению с конкурентами, тем более отделка салона и кают выполнена "икеевская"...
PS... еще недосток такой технологии-внутри корпуса полно пустот и полостей между пенопластовыми листами, там легко может скопиться вода, пойдет плесень или зимой начет корпус рвать...


..
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments