?

Log in

No account? Create an account

Свободы хочется и денег. Сидеть бы на палубе, трескать вино... А вечером -дамы... А П Чехов


Previous Entry Share Next Entry
История №63-4 от "желчной старухи Шапокляк" (техническая)..
...хочу в окиян...
2012sillybilly
ллл

... продолжу...

№ 8 Щелевидная коррозия повсюду....
Карбоновый корпус яхты имеет как плюсы (мин.вес, прочность, долговечность...), так и огромные недостатки проявляющиеся при эксплуатации, вот о них-то и расскажу...
Совершенно неожиданно для меня я узнал, что карбон это отлично электропроводящий материал, да к тому же составляющий практически со всеми металлами сильную гальваническую пару (см. вводную тут тут
http://2012sillybilly.livejournal.com/95758.html  ). Поэтому КАЖДУЮ метал.детальку надо защищать, но кроме очевидной анодной защиты нужно бороться и с щелевидной коррозией (часто о ней рассказывал).
#1 Иначе будет как на фото вверху (фото сверху-в кормовой трюм). Это кронштейн-упор, ограничивающий ход рулевого сектора установленного на валу пера руля (баллере). Это деталь полностью из нерж.стали, но ее "забыли" подсоеденить к анодной защите, да и не обмазали специальным гелем который заполнил бы технологические щелки оставшиеся после сварки и резбу. Хорошо, что деталь не очень ответстсвенная и очень редко подвергается нагрузке.

Кстати, рядом видна часть самого сектора левого пера руля. Он был изначально изготовлен из люминя (три округлые детальки соедененые в единую заклепками, так легче было получить углубление в центре под веревочную рулевую тягу), так этот сектор так же не был соеденен с анодной защитой и за 4 года успел практически полностью разрушится. Только недавно оба сектора (левый+правый борт) отреставрировали- сняли, разобрали, зачистили, поставили новые заклепки, качественно покрасили.... но так же почему-то не сообразили подсоеденить к системе анодной защиты, поэтому дальнейшая коррозия и тут неменуема, а под толстым слоем краски ее будет сложно контролировать, хотя произойдет это и не так скоротечно...
#2 Ранее капитан этой яхты выкладывал в КиЯ фотку помпу резервного автопилота которая разрушилась от электрокоррозии(я ее уже приводил как поучительную)...

...это произошло потому, что ее установили прямо на карбон... сейчас помпу востанивили и поставили на изолирующую прокладку, а вот защитили ее анодной защитой или нет я посмотреть не успел...
#3 Одной анодной защиты от щелевидной коррозии недостаточно, нужно использовать и спец.гели заполняющие различные зазоры (щели, трещинки, резьбы и пр.)
Безымянный
....вот пример отломанной у меня на глазах леерной стойки на корме... тут щелевидная ржавчина поразила место сварки крепежной шпильки и стойки. Место ответственное,  большие нагрузки при проходе по трапу на яхту или при доступе на дайв-платформу. Похоже запустить защитный гель внутрь стойки не получилось либо его со временм вымыло водой...
И вообще, подобные ответственные леерные стойки лучше крепить при помощи мощных "стаканов" (а винты и место крепления заливать гелем)... что и сделал кэп после возврата яхты в порт.
20150226_153219
...неплохо бы и тут (на бортовой леерной стойки) проинспектировать это соеденение и смазать тафт-гелем (вывинтить винтик и снять стойку)... белые разводы-это кристалическая соль...

#4 Еще сложнее, чем  нержу защитить алюм. детали...
дд
..это алюм.панелька пульта управления лебедкой якоря установленная на рулевом посту, видны потеки коррозии- люминь рассыпается.... у меня ручки чесались- снять и промазать место контакта панель хотя бы "гелем-силиконом" (им мажут на этой яхте  "дайв-колечки"), но другие члены команды этого бы не одобрили и я только упомянул кэпу о проблеме....
Посты управления яхтой сделаны из карбона, поэтому в месте контакта неизбежно идет электрокоррозия усугубляемая "щелевидным" характером этого соеденения....
Ранее, я для защиты от щелевидной ржавчины, использовал сикафлекс (сажал на него все соеденения). Мои поиски другого средства были не успешны... слышал про спец.гели (втом числе применяемые в самолетостроении), но к сожалению не нашел их...
Юра-"хохол" подсказал, что существует и невысыхающий "тЕфть-гель" разработанный специально для устранения щелевидной электрокоррозии, таким гелем и был защищены ответственные места карбонового корпуса этой яхты... к сожалению подробно распросить об этом средстве у меня не получилось, а в интернете смог найти только гели для волос с таким же брэндом... кто что-то знает где купить тЕфт-гель, сообщите!
PS...  в комментах подсказали точное название и ссылку на этот гель, всем советую купить для яхты... мне удобнее на е-бае заказать- http://www.ebay.com/itm/Tef-Gel-tefgel-TG-04-4-OZ-Tub-Anti-corrosion-Anti-gall-ANTI-SEIZE-Lubricant-/201053069022 (про такую "баночку" юра-хохол  и говорил, что на борту закончилась, 38$....)
 Сам часто устанавливаю на алюм.поверхности "Лизы" нерж.детали (резьбовые и вытяжные заклепки, нарезаю резьбы... особенно хорошо он подойдет для обработки разделки "нерж.тросов в конус" при помощи цинка-давно не мог придумать чем их защитить...
Важнейшее соеденение лик-паза (рельсы) из алюминя  закрепленного на мачте  рассмотреть и проанализировать  на коррозию я так же не смог, а жалко... ведь если  и тут есть коррозия, то достаточно было полазить по мачте и промазать "тЕфть-гелем"-он затек бы в щелки/зазоры и остановил бы коррозию и разрушения лик-паза...

№ 9 Контур молниязащиты (на него всем насрать)...
Если яхта паркуется в районе Карибского моря или в ЮВА, то там в сезон ураганов практически каждый день ливни с грозами и молниями. Вот тут-то защита от поражения  молнией выходит на главное место.
Описываемая мной яхта при длительной стоянке в лучшей марине Форта-Лаудердел (чуть севернее Майями) была подвержена удару молнии вызвавшей серьезные разрушения систем как самой яхты, так и двух яхт стоящих по соседству...
...почему это произошло и как подобного можно попытаться избежать я  и попытаюсь рассказать, хотя и так многое что успел наталдычить  ранее  
http://2012sillybilly.livejournal.com/96898.html
************************************************
Запомните, что при подходе грозового фронта первым делом нужно отключить береговой силовой электрокабель, отключить датчик ветра от компа/картплотера/автопилота, а мобильные приборы (сотовые, рации, "споты", сигнальные спутниковые буи и т.п., засунуть в СВЧ). Лучше одеть резиновые тапочки, не расставлять сильно ноги (обычно поражение "шаговым" напряжением) и не хвататься руками за релинги.
Конструкция СВЧ ("миковолновки") как нельзя лучше рассчитана на импульсные броски любой мощности. И лучше вытащить ее вилку из розетки.
Необходимость отключения берегового кабеля обусловлена возможностью поражения вашей яхты от соседних бортов на которые пришел удар молнии. Так было и на Вере, молния ударила в громоотвод, по фидеру разряд спустился к ее забортной бронзовой шине (полоса под ватерлинией) и далее заряд замкнулся на цинковые аноды соседних яхт (по каждому борту), а по их электрокабелю ушел на берег в землю. Если бы соседнии яхты не были бы подключены к береговому питанию, то подобного бы не случилось (цепи были бы разомкнуты).
На Вере вышли из строя все дисплеи (каждый дисплей в стоимость авто), ведь к их общей информационной шине был подключен кабель от датчика ветра. Считаю, что защитить такой кабель от удара молнии на карбоновой мачте не представляется возможным, ведь мощный и длинный фидер (около 30мп) спускающийся внутри мачты рядом с проводами однозначно наведет в них огромное вторичное напряжение, которое и выведет из строя электронику подключенную к этим проводам. Использование  экранированных проводов или витых пар скорее всего не сработает-слишком большие токи и напряжения. Тут подходит только непосредственный разрыв этих цепей, например, за счет разьема (обычно устанавливается у подошвы мачты), "выключатели" (например топовых огней) не подойдут-их легко пробьет разрядом.
Если мачта алюминивая (как у меня на Лизе), то я бы не стал вводить в ее каналы отдельную отводящую шину, а использовал бы для этого саму мачту (приведенная площадь сечения мачты достаточна для пропускания заряда без разрушения конструкции), а если корпус яхты металлический (алюминевый/стальной), то и внутри его не нужно закладывать шину, пусть заряд стечет по корпусу в воду. Тогда внутри яхты не наведется никаких вторичных напряжений. При пластиковом корпусе организуем после мачты медную шину соедененную с подводной бронзовой пластиной. Тут надо понимать, что рядом с этой шиной нельзя прокладывать другие кабели, в худшем случае их пересечения организуем под углом 90гр.
После удара молнии на "Вере" заменили электроннику, но вроде никаких профилактических работ сделано не было, а нужно бы проверить все контакты/переходы токосьемника с громоотвода и качество соеденения его с забортной бронзовой полосой. Капитан Веры даже высказал загадочную для меня идею, что причина проблемы- это покрашенный на яхте громоотвод)))... Вполне возможно, что как и на анодной защите, контакт со временем был утерян, тогда снятый с мачты разряд пойдет гулять уж по всей яхте.... Так же нужно  установить на палубе разьем на все кабели/провода идущие с мачты, а если он уже есть понять как оперативно его разьеденять.
Описанное выше, а также уменьшение электрокоррозии яхты (рассказал об этом эффекте раньше, там также пагубно влияет замкнутый береговой силовой контур) во время длительной стоянки в маринах когда вы покидаете яхту, обуславливает необходимость отключения берегового электрокабеля.  Установленных солнечных батарей вполне хватит на подзарядку АКБ и поддержания их работоспособности в случае "залипания" датчика воды на одной из трюмных пом (5амп х 12вольт х 24часа=1.5квт/сутки). Такая беда с трюмной помпой  случалось как у меня на С.Марии, так и на Вере (тогда на ней еще не было солн.батарей и АКБ сели в "ноль", что и обусловило последний раз их ускоренный износ).
Даже при полностью металических мачте и корпуса парахода нужно отсоеденять береговой электрокабель, ведь зарядом снятым с соседнего борта как минимум выведет из строя ваш входной электромодуль.
Вот такие дела, а Вера собралась идти зимовать в молниеопасный регион....

№ 10 Оптимизация спутникового интернет-трафика...
№ 11 Ворую "вай-фай".....
№ 12 Бросаем якорь (херово)...
№13 Тиковая палуба (что делать ? ... + зимовка тика на Лизе)....
№14 Водоэлектрогенератор (полезно).

PS... и не надо мой рассказ воспринимать как "высер" на яхту или ее хозяина, повторяю-  яхта очень достойная, это вам не ширпотреб- "Бавария", впрочем и ее хозяин с хозяйкой- душки))))..., но как и любая другая, особенно паркующаюся в тропиках, она (как и красивая женщина) требует любви и умной заботы...
PSS... хотя многие готовы их поюзать, а вскоре сменить на молодуху... тоже вариант...
продолжение истории-
http://2012sillybilly.livejournal.com/134625.html

  • 1
Юрий,подскажите пожалуйста,перо руля сделанное из нержавейки надо грунтование и красить или нет?Эксплуатация на Балтике.

- лично я крашу, так краска замещает возможные микропоры и трещинки... понятно, что под цинк.анодами оставляю непрокрас... хотя если лодка эксплуатируется (на воде) 3 месяца в году, то можно и на все это забить-ведь нержа при вытаскивании на воздух имеет способность восстанавливаться (образуется защитная оксидная пленка) и щелевидная коррозия отступает......

Edited at 2015-03-08 10:43 am (UTC)

Понятно.
Спасибо!

Юра, привет,

антикоррозионный гель наверное вот такой,как вариант
http://www.speedsails.co.uk/P~Harken_TefGel_Anti_Corrosion_Gel_28g_Syringe_TG-01.html

И заодно вопрос про молниезащиту
Я как-то упоминал, что поставил себе печку из нержавейки. Внутрь вполне можно засунуть и картплоттер и даже авторулевого. И закрыть все крышкой. Как по твоему, чтобы печка действительно работала типа клетки Фарадея (не знаю насколько корректно сказал, физику в школе хоть и любил, но все же я гуманитарий:) , во время грозы и молнии, нужно ли ее заземлять? Сам подозреваю, что скорее нужно, в голову приходит заготовить кабель квадратов 50-70, на конец медную пластину и когда приспичит-бросить пластину за борт.

печка1
хостинг фотографий




Edited at 2015-03-08 06:27 pm (UTC)

-Спасибо за точное название геля и ссылку, закажу себе, хотя почти все сделал без него(((..
-Боюсь если заземлить печку, то разряд к ней более вероятно притянет(((...
PS... в таких вроде мелочах(о геле) и кроется успех)))

Edited at 2015-03-08 07:21 pm (UTC)

... трое наших позитивных чуваков гонят кат мимо Йемена и далее через Красное в Средиземку... https://www.facebook.com/gogames.team?fref=hovercard

Edited at 2015-03-09 04:39 pm (UTC)

"...Использование экранированных проводов или витых пар скорее всего не сработает-слишком большие токи и напряжения. ..." -- 10-15 лет назад в малобюджетных интернет-провайдерах прорабатывали тему защиты воздушных линий (из витой пары) от импульсных наводок. Было несколько коммерческих схем грозозащиты, у меня на складе валяется сколько-то плат в исполнении розетка-розетка. Но наводка со снижения громоотвода на параллельную витую пару будет некислой, да.
Сейчас грозозащита для хомонетчиков стала неактуальной, т.к. медных воздушек почти не осталось -- все перешли на оптоволокно, чего и вам желаем.
Напишите пару слов про этот датчик ветра -- как он устроен, какие сигналы с него идут. Может, есть более безопасные способы подключать эту фигню.
Правда, фонарь на мачте безопасно не подключить -- нужен провод, никуда не деться.

"датчик ветра" для меня загадка))) - купил, смастерил кронштейн крепления, установил и подключил разьемы... пока даже не понимаю как он направление ветра меряет(((- у него нет флюгера!!!!- какая-то хитрость, какая не знаю(((

если нет флюгера - значит ультразвуковой.

а какая модель?

модель???-ты должен помнить))), а я вторую уже заглотил и нифига не помню...

Допплеровский?;)

нет, там какой-то другой принцип-есть "вертушка", а флюгера нет, более того нет на вертушке даже марки типа - нос там... хер как это работает, но направление ветра выдает..

а где сарказм?
мало ли как меряют скорость потока воздуха. вот по вашей ссылке, похоже, измеряют пары текущих задержек распространения звука, сравнивают с нормой, и из этого определяют и скорость, и направление ветра. но, может, реализованы и другие способы.

переживаю))))-говорят у тебя там будет ужаснахуй как холодно))))- яйки береги!!!

Кто говорит, где? )))

сейчас днем +15, вроде не жалуюсь )))

  • 1