2012sillybilly (2012sillybilly) wrote,
2012sillybilly
2012sillybilly

Category:

История №63-4 от "желчной старухи Шапокляк" (техническая)..

ллл

... продолжу...

№ 8 Щелевидная коррозия повсюду....
Карбоновый корпус яхты имеет как плюсы (мин.вес, прочность, долговечность...), так и огромные недостатки проявляющиеся при эксплуатации, вот о них-то и расскажу...
Совершенно неожиданно для меня я узнал, что карбон это отлично электропроводящий материал, да к тому же составляющий практически со всеми металлами сильную гальваническую пару (см. вводную тут тут
http://2012sillybilly.livejournal.com/95758.html  ). Поэтому КАЖДУЮ метал.детальку надо защищать, но кроме очевидной анодной защиты нужно бороться и с щелевидной коррозией (часто о ней рассказывал).
#1 Иначе будет как на фото вверху (фото сверху-в кормовой трюм). Это кронштейн-упор, ограничивающий ход рулевого сектора установленного на валу пера руля (баллере). Это деталь полностью из нерж.стали, но ее "забыли" подсоеденить к анодной защите, да и не обмазали специальным гелем который заполнил бы технологические щелки оставшиеся после сварки и резбу. Хорошо, что деталь не очень ответстсвенная и очень редко подвергается нагрузке.

Кстати, рядом видна часть самого сектора левого пера руля. Он был изначально изготовлен из люминя (три округлые детальки соедененые в единую заклепками, так легче было получить углубление в центре под веревочную рулевую тягу), так этот сектор так же не был соеденен с анодной защитой и за 4 года успел практически полностью разрушится. Только недавно оба сектора (левый+правый борт) отреставрировали- сняли, разобрали, зачистили, поставили новые заклепки, качественно покрасили.... но так же почему-то не сообразили подсоеденить к системе анодной защиты, поэтому дальнейшая коррозия и тут неменуема, а под толстым слоем краски ее будет сложно контролировать, хотя произойдет это и не так скоротечно...
#2 Ранее капитан этой яхты выкладывал в КиЯ фотку помпу резервного автопилота которая разрушилась от электрокоррозии(я ее уже приводил как поучительную)...

...это произошло потому, что ее установили прямо на карбон... сейчас помпу востанивили и поставили на изолирующую прокладку, а вот защитили ее анодной защитой или нет я посмотреть не успел...
#3 Одной анодной защиты от щелевидной коррозии недостаточно, нужно использовать и спец.гели заполняющие различные зазоры (щели, трещинки, резьбы и пр.)
Безымянный
....вот пример отломанной у меня на глазах леерной стойки на корме... тут щелевидная ржавчина поразила место сварки крепежной шпильки и стойки. Место ответственное,  большие нагрузки при проходе по трапу на яхту или при доступе на дайв-платформу. Похоже запустить защитный гель внутрь стойки не получилось либо его со временм вымыло водой...
И вообще, подобные ответственные леерные стойки лучше крепить при помощи мощных "стаканов" (а винты и место крепления заливать гелем)... что и сделал кэп после возврата яхты в порт.
20150226_153219
...неплохо бы и тут (на бортовой леерной стойки) проинспектировать это соеденение и смазать тафт-гелем (вывинтить винтик и снять стойку)... белые разводы-это кристалическая соль...

#4 Еще сложнее, чем  нержу защитить алюм. детали...
дд
..это алюм.панелька пульта управления лебедкой якоря установленная на рулевом посту, видны потеки коррозии- люминь рассыпается.... у меня ручки чесались- снять и промазать место контакта панель хотя бы "гелем-силиконом" (им мажут на этой яхте  "дайв-колечки"), но другие члены команды этого бы не одобрили и я только упомянул кэпу о проблеме....
Посты управления яхтой сделаны из карбона, поэтому в месте контакта неизбежно идет электрокоррозия усугубляемая "щелевидным" характером этого соеденения....
Ранее, я для защиты от щелевидной ржавчины, использовал сикафлекс (сажал на него все соеденения). Мои поиски другого средства были не успешны... слышал про спец.гели (втом числе применяемые в самолетостроении), но к сожалению не нашел их...
Юра-"хохол" подсказал, что существует и невысыхающий "тЕфть-гель" разработанный специально для устранения щелевидной электрокоррозии, таким гелем и был защищены ответственные места карбонового корпуса этой яхты... к сожалению подробно распросить об этом средстве у меня не получилось, а в интернете смог найти только гели для волос с таким же брэндом... кто что-то знает где купить тЕфт-гель, сообщите!
PS...  в комментах подсказали точное название и ссылку на этот гель, всем советую купить для яхты... мне удобнее на е-бае заказать- http://www.ebay.com/itm/Tef-Gel-tefgel-TG-04-4-OZ-Tub-Anti-corrosion-Anti-gall-ANTI-SEIZE-Lubricant-/201053069022 (про такую "баночку" юра-хохол  и говорил, что на борту закончилась, 38$....)
 Сам часто устанавливаю на алюм.поверхности "Лизы" нерж.детали (резьбовые и вытяжные заклепки, нарезаю резьбы... особенно хорошо он подойдет для обработки разделки "нерж.тросов в конус" при помощи цинка-давно не мог придумать чем их защитить...
Важнейшее соеденение лик-паза (рельсы) из алюминя  закрепленного на мачте  рассмотреть и проанализировать  на коррозию я так же не смог, а жалко... ведь если  и тут есть коррозия, то достаточно было полазить по мачте и промазать "тЕфть-гелем"-он затек бы в щелки/зазоры и остановил бы коррозию и разрушения лик-паза...

№ 9 Контур молниязащиты (на него всем насрать)...
Если яхта паркуется в районе Карибского моря или в ЮВА, то там в сезон ураганов практически каждый день ливни с грозами и молниями. Вот тут-то защита от поражения  молнией выходит на главное место.
Описываемая мной яхта при длительной стоянке в лучшей марине Форта-Лаудердел (чуть севернее Майями) была подвержена удару молнии вызвавшей серьезные разрушения систем как самой яхты, так и двух яхт стоящих по соседству...
...почему это произошло и как подобного можно попытаться избежать я  и попытаюсь рассказать, хотя и так многое что успел наталдычить  ранее  
http://2012sillybilly.livejournal.com/96898.html
************************************************
Запомните, что при подходе грозового фронта первым делом нужно отключить береговой силовой электрокабель, отключить датчик ветра от компа/картплотера/автопилота, а мобильные приборы (сотовые, рации, "споты", сигнальные спутниковые буи и т.п., засунуть в СВЧ). Лучше одеть резиновые тапочки, не расставлять сильно ноги (обычно поражение "шаговым" напряжением) и не хвататься руками за релинги.
Конструкция СВЧ ("миковолновки") как нельзя лучше рассчитана на импульсные броски любой мощности. И лучше вытащить ее вилку из розетки.
Необходимость отключения берегового кабеля обусловлена возможностью поражения вашей яхты от соседних бортов на которые пришел удар молнии. Так было и на Вере, молния ударила в громоотвод, по фидеру разряд спустился к ее забортной бронзовой шине (полоса под ватерлинией) и далее заряд замкнулся на цинковые аноды соседних яхт (по каждому борту), а по их электрокабелю ушел на берег в землю. Если бы соседнии яхты не были бы подключены к береговому питанию, то подобного бы не случилось (цепи были бы разомкнуты).
На Вере вышли из строя все дисплеи (каждый дисплей в стоимость авто), ведь к их общей информационной шине был подключен кабель от датчика ветра. Считаю, что защитить такой кабель от удара молнии на карбоновой мачте не представляется возможным, ведь мощный и длинный фидер (около 30мп) спускающийся внутри мачты рядом с проводами однозначно наведет в них огромное вторичное напряжение, которое и выведет из строя электронику подключенную к этим проводам. Использование  экранированных проводов или витых пар скорее всего не сработает-слишком большие токи и напряжения. Тут подходит только непосредственный разрыв этих цепей, например, за счет разьема (обычно устанавливается у подошвы мачты), "выключатели" (например топовых огней) не подойдут-их легко пробьет разрядом.
Если мачта алюминивая (как у меня на Лизе), то я бы не стал вводить в ее каналы отдельную отводящую шину, а использовал бы для этого саму мачту (приведенная площадь сечения мачты достаточна для пропускания заряда без разрушения конструкции), а если корпус яхты металлический (алюминевый/стальной), то и внутри его не нужно закладывать шину, пусть заряд стечет по корпусу в воду. Тогда внутри яхты не наведется никаких вторичных напряжений. При пластиковом корпусе организуем после мачты медную шину соедененную с подводной бронзовой пластиной. Тут надо понимать, что рядом с этой шиной нельзя прокладывать другие кабели, в худшем случае их пересечения организуем под углом 90гр.
После удара молнии на "Вере" заменили электроннику, но вроде никаких профилактических работ сделано не было, а нужно бы проверить все контакты/переходы токосьемника с громоотвода и качество соеденения его с забортной бронзовой полосой. Капитан Веры даже высказал загадочную для меня идею, что причина проблемы- это покрашенный на яхте громоотвод)))... Вполне возможно, что как и на анодной защите, контакт со временем был утерян, тогда снятый с мачты разряд пойдет гулять уж по всей яхте.... Так же нужно  установить на палубе разьем на все кабели/провода идущие с мачты, а если он уже есть понять как оперативно его разьеденять.
Описанное выше, а также уменьшение электрокоррозии яхты (рассказал об этом эффекте раньше, там также пагубно влияет замкнутый береговой силовой контур) во время длительной стоянки в маринах когда вы покидаете яхту, обуславливает необходимость отключения берегового электрокабеля.  Установленных солнечных батарей вполне хватит на подзарядку АКБ и поддержания их работоспособности в случае "залипания" датчика воды на одной из трюмных пом (5амп х 12вольт х 24часа=1.5квт/сутки). Такая беда с трюмной помпой  случалось как у меня на С.Марии, так и на Вере (тогда на ней еще не было солн.батарей и АКБ сели в "ноль", что и обусловило последний раз их ускоренный износ).
Даже при полностью металических мачте и корпуса парахода нужно отсоеденять береговой электрокабель, ведь зарядом снятым с соседнего борта как минимум выведет из строя ваш входной электромодуль.
Вот такие дела, а Вера собралась идти зимовать в молниеопасный регион....

№ 10 Оптимизация спутникового интернет-трафика...
№ 11 Ворую "вай-фай".....
№ 12 Бросаем якорь (херово)...
№13 Тиковая палуба (что делать ? ... + зимовка тика на Лизе)....
№14 Водоэлектрогенератор (полезно).

PS... и не надо мой рассказ воспринимать как "высер" на яхту или ее хозяина, повторяю-  яхта очень достойная, это вам не ширпотреб- "Бавария", впрочем и ее хозяин с хозяйкой- душки))))..., но как и любая другая, особенно паркующаюся в тропиках, она (как и красивая женщина) требует любви и умной заботы...
PSS... хотя многие готовы их поюзать, а вскоре сменить на молодуху... тоже вариант...
продолжение истории-
http://2012sillybilly.livejournal.com/134625.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments