2012sillybilly (2012sillybilly) wrote,
2012sillybilly
2012sillybilly

Category:

параход №20-9 правим гребные винты

DSC_1787
Важно уметь самому поправить погнутый бронзовый гребной винт. Причины  деформирования разные, например- намотал стальной трос, зацепил топляк и пр....

Дефекты винтов можно разделить на три группы- погнутость лопасти, сколы с лопасти кусков бронзы, трещины.
Нужно понимать, что главное это обеспечить равную геометрию лопастей, а уж во вторую очередь балансировку винта, ведь небольшие отступления в геометрии лопастей приводят к значительно большим биениям винта, чем грамм-другой весовой разбалансировки. Считается, что максимальная величина допустимого дисбаланса для винтов диметром до 500мм -50...200гр*см, так у моих винтов(500мм) допускается выкол на внешней кромке лопасти приводящей к дисбалансу  в 2...8гр.
Винты "Ветус" (бронза с добавкой марганца).

№1 Погнутость лопасти. У меня три раза была подобная проблема- на Кубе (моторная яхта снесла о риф всю винто-рулевую группу). На кате С.Мария-при отходе на Ладогу намотал со дна на винт стальной трос(20мм), всего за 50минут мне удалось нырнуть, снять винт, нагреть-выправить и установить на место. На этом винте я позже дошел от Питера до Сингапура(хотя имелся и запасной комплект винтов). И вот этим августом чуть покорежил оба винта размывая в канале  проход для ката в глине (в винты затянуло из глины камни диаметром 10...12см, пятился задним ходом к слипу и защита винтов не уберегла).
На фото у винта видно, что кромка погнута, местами в бронзе есть выколы. Деформации хоть и не большие, но  их обязательно надо устранить, иначе вибрацией валов быстро разобьет втулки Гудрича.
На кате С.Мария, повреждения винта были в разы масштабнее, одну из лопастей загнуло на 35...40гр(кстати, это предельный угол для бронзового винта, который можно отрихтовать).
Для работы нужны- наковаленька (можно использовать и кувалду), большой молоток, баллон с пропаном, газовая горелка.
Вряд ли у кого на яхте есть прибамбас в виде мощной  горелки, но ее легко сделать из подручных материалов.

DSC_1788
 ...в качестве горелки можно использовать вентель от пропанового баллона. Многие яхты уходя в плавание берут с собой отечественные баллоны и позже их выбрасывают. Советую тогда вывинтить вентель и спрятать в инструменты, позже может пригодится (газ.горелкой  цинк поплавить можно и пр.). Конструкция горелки понятна из фото, тут главное приделать после инжектора кусок трубы. Такими горелками гасторбайтеры опаливают свиные туши.

DSC_1791
...греем поврежденные места лопастей пропановой горелкой (3...5минут)... тут важно обеспечить общий(а не местный) нагрев области деформации(поэтому и подходит пропановая горелка)....
...кладем лопасть на наковаленку и выстукиваем молотком (идеально использовать тонкую прокладку из листа меди/латуни)... если бронзу не прогреть, то она чень хрупкая и от ударов отколется, нагрев придает бронзе пластичность.
Далее остается чуть зашкурить поврежденные места дисковой лепестковой шкуркой и винт можно вернуть на вал...

№2 Выколы кусочков лопастей. В этот раз  камнями откололо небольшие кусочки с кромки винтов. К сожалению раньше с такой проблемой я не встречался.... эта задачу придется решать с нуля...
*************************************************************************
Выбран вариант наплавления на винт при помощи вольфрамового электрода в аргоновой среде и получен удовлетворительный результат...
IMG_20141111_142710
...вот наплавлен кусочек на край лопасти... для первой пробы- просто чудесно...
    Режим-отрицательная полярность (минус на держаке), постоянный ток 130амп, электрод диам. 1.2мм, присадка-нержавеющая (АСАБ, диам. 2.5мм), место наплава зачищено лепестковой шкуркой.
    Удивительно, но даже использование принципиально инородного присадочного металла дало превосходный результат,  да и прочность наплавленного участка выше общей прочности бронзового винта. Думаю и такой ремонт кромок  винта имеет право на жизнь особенно для кромок, но ремонтировать большие площади или вообще наращивать обьемные участки винта нерж.присадкой нельзя-будет дисбаланс по весу (надо бы посмотреть разницу в  удельном весе).
   Заказана проволока БрКМц 3-1 (диам.3мм, 2кг), как подвезут-проведу наплав поврежденных краев лопастей и дорасскажу особенности работы...
Главное-такие работы подсильны только сварщику достаточно высокой квалификации, ведь времени пускать сопли нет, нужно варить очень-очень быстро иначе полностью  разрушится  ремонтируемая тонкая кромка винта.

PS... Было превосходно соорудить прибамбас для динамической балансировки гребных винтов, но тратить время жалко ...

№3 Звариваем трещины винта. Эти работы сродни напавлению кромок винта. Есть и тонкости-начало трещины нужно засверлить, а саму трещинку разделать с обеих сторон гребной лопасти. Хотя в этот раз необходимость в подобном ремонте у меня отсутствует...

№4 Правим гребной вал. А вот это уже малореально (никого и не слушайте!),  упругая деформация гребного вала более  чем на порядок превосходит его пластичекий изгиб.  Уж тут покупайте новый....
Предельная стрелка прогиба вала длинной в 2м- не более 0.1мм (лучше 50мкм), а упругая деформация на консоле вала  в 0.5м (вал диам. 45мм)  около 10мм (это я выяснил выправляя изгиб баллера, он диаметром 45мм и сделан из куска гребного вала)... тут главное понять-кувалда не пойдет, нужно что-то вроде мощного пресса (я баллер давил 20т. домкратом)...

...Еще на Кубе в 97ом пытался выправить валы яхты (35мм, 2.2м), отвез на завод по ремонту паравозов (самых настоящих).. там местный "кулибин" сказал-фигня, 5 минут и выправим... заправили вал в токарный станок, померяли стрелку прогиба (что-то 0.3мм), отнесли на пресс и даванули... прогиб увеличился до 0.5мм, еще "поправили"- стало 1.5мм!!!
...тут другой крендель нарисовался (все вау, это ведь "педро педрович")... чувак гнутый винт  нагрел обычной паяльной лампой и кувалдой по винту залепил- "дзынь" и гребная лопасть отлетела(((, так же и второй винт мне "выправил"... вот с тех пор я фиг кому винты или валы доверю....  пришлось нанимать 4ех местный  самолет и везти новые валы и винты из Флориды, но этой Историей я уж делился  http://2012sillybilly.livejournal.com/2012/06/10/


PS... продолжение тут http://2012sillybilly.livejournal.com/139871.html
и тут http://2012sillybilly.livejournal.com/167263.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments