2012sillybilly (2012sillybilly) wrote,
2012sillybilly
2012sillybilly

Category:

Параход№20-7 соосность вала и движка, демпфер маховика...

DSC_1738
Расскажу о том как обеспечить соосность гребного вала и мотора, ведь это очень важно для  длительного безремонтного периода всех элементов силовой линии- винт, опорные подшипники, вал,  сальник, муфта, движок...
В первую очередь это пригодится и мне, ведь  со временем многое забываю, вот и сегодня долго не мог освободить гребной вал из муфты....


На фото  виден сальник (он внизу, набивного типа), далее упорная муфта, потом коробка (реверс)....
Оказалось, что не все так и просто, это левый корпус, где на максимальных оборотах (нагрузке) наблюдалось вибрация двигателя...
О необходимости установки упорной муфты я уже начал рассказывать http://2012sillybilly.livejournal.com/19372.html  , но в период эксплуатации проявилась вибрация одного из двух движков вызванная недостаточно продуманным вариантом установки упорной муфты (хотя все было сделано в соответствии с рекомендациями ее производителя).
Суть проблемы, упорная муфта закреплена на двух  длинных болтах ( около 12см, на фото видны их головки), которые через резиновые прокладки и крепят корпус муфты к корпусу ката. Таким образом появляется консоль, со временем резиновые прокладки "подминаются" и муфта под собственным весом (а это около 8...10кг) , весом вала (20 ..30кг) и огромной нагрузки от движка "проседает" вниз. Так появляется несоосность вала и движка измеряемая аж 4...6мм линейного смещения (это невероятно много), плюс появляется угловое расхождение (2...4гр - дофига!)... такие смещения никакая упорная муфта устранить не может и соответственно у муфты и двигателя появляется значительная вибрация...
Первым делом надо снять упорную муфту и выставить двигатель строго соосно  гребному валу.
Однако при разборке муфты есть своя тонкость...скинуть часть муфты прикрепляемой к фланцу коробки (реверсу) не сложно, снять ее кардан так же не представляет труда, а вот вытащить гребной вал из цангового зажима муфты сложно, ведь тут есть неизбежная коррозия, все закисает.... смазывать же место зажима вала цангой нельзя-может провернуть!(собираем "насухо")...
DSC_1752...ракус со стороны коробки-реверса...
...хитрость заключается в том, что после вывинчивания шести болтов зажимающих цангу ( головки под "шестигранник", расположены внутри корпуса муфты и видимы только  после снятия кардана)  нужно три из них ввинтить в ососеднии отверстия (там виднеется резьба), давая натяг этих винтов мы постепенно выталкиваем из корпуса муфты зажимающую цангу втулку...

DSC_1753
...вот втулка вынута(лежит на корпусе муфты)... теперь вал можно вынуть руками...

После этого нужно обеспечить соосность движка и гребного вала, а уж потом установить упорную муфту....
DSC_1756
...упрная муфта и сальник сняты, слева виден вход дейдвуда, справа фланец на коробке(реверсе)...
...вал устанавливаю в центре дейдвуда закрепляя его тремя проволочками диаметром 3мм...
...на вал одеваю специально выточенную втулку, у нее внут.диаметр=диаметру вала, а внешний фланец = диаметру фланцу на коробке...

DSC_1757...справа фланец на коробке-реверса...
...таким способом очень легко выставить двигатель соосно гребному валу... на фото видно, что фланец втулки и фланец коробки не совпадают-есть и угловое и линейное расхождение...
...отпуская крепежные гайки на подушках двигателя и используя рычаг-монтировку играючи устраняем эту нессосность... заново затягиваем гайки подушек...
Снимаем юстировочную втулку, теперь нужно установить упорную муфту на место, одновременно мы усовершенствуем ее крепление исключающее проблему с "просяданием" на резинках-прокладках...

ЗЫ... пока работа ведется покажу вам как выглядит демпфер, сопрягающий маховик двигателя вольво-пента D3(160 лс) и коробку... замечу, что существует как минимум 4 варианта такого демпфера и только сбросив коробку я смог понять какая именно муфта стоит у меня...

DSC_1739
...коробка-реверс отброшена, видна муфта... муфта, к сожалению, чуть больше отверстия в колоколе..
...замечу, что придурки-шведы плохие конструкторы, они не только не могут сделать качественный демпфер (все время меняют его конструкцию, всего аж 4 варианта- представлены в комментах http://2012sillybilly.livejournal.com/121384.html#comments), но и не предусмотрели возможность его замены без частичной  разборки движка (снятия колокола, это очень непросто-надо "вывешивать" двигатель), а ведь всего-ничего, лишние 3...4мм и демпфер можно было бы менять через торцевое отверстие колокола (видно на фото), а так демпфер не вынуть...

DSC_1743
... для себя сохранил маркировку демпфера... это "Volvo Penta Vibration Damper 3582751"
*******************************************************************************************************************
После разборки упорных муфт выяснилось, что провисание произошло только на левом борту(отсюда и биение), правый валопровод был в норме...
Вот, упорные муфты надежно зафиксированы, у крепежных болтов убрана консольная (выламывающая) нагрузка. Замечу, что у более мощных упорных муфт конструкционно предусмотрено не по одному болту с каждой стороны, а сразу по 5..6 болтов! (вертикально, в линию), так конструкторы пытаются уйти от описанной выше проблемы....

DSC_1758
...  болты получили дополнительную опору со стороны головки, таким образом они опираются на двух точках и их перекос от консольной нагрузки в принципе не возможен...
...все собрано в рабочее положение, винты/болты на крутящихся частях посажены на "фиксатор резьбы", все промазано специальным гелем защищающим от коррозии... покраска внутрен.поверхностей корпуса ката в маш.отсек  не предусмотрена-так более ремонтоспособно, да и не требуется...

Для себя отмечу параметры.... муфта тип HYDRADRIVE  HD121 (они для водоизмещающих, до 170лс), макс.обороты 5000 ("нормальные" обороты=1000-1500, у меня это 900об/мин), рабочие углы до 8гр, максимальная нагрузка на 1000rpm=150 лс...( у меня на этих оборотах около 88лс), макс.непрерывный крут.момент=1080Nm (4000Nm- разрушающий), осевое давление до 1650кг.
Длинна валов на кате Лиза  по 1.65метра., диам.=45мм

   В заключении повторюсь, что уже при относительно мощных двигателях (более 50...60лс), такие упорные муфты очень полезны-они придают двигателю комфортный режим работы, сберегают ресурс подушек, сальника (гудрича), опорных вальных подшипиков и уменьшают общую вибрацию. Особенно важно это у водоизмещающих параходов, где нагрузка на движок выше чем у глиссирующих дрыгалок...

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments