?

Log in

No account? Create an account

Свободы хочется и денег. Сидеть бы на палубе, трескать вино... А вечером -дамы... А П Чехов


Previous Entry Share Next Entry
ПАРАХОД №20-5 защита винто-рулевой группы...
...хочу в окиян...
2012sillybilly
DSC_15301

Расскажу о том, как сработала защита винто-рулевой группы на кате Лиза....


Я уже подробно показал на видео как устроена защита винтов и рулей на Лизе  https://www.youtube.com/watch?v=HNjbrsxd4Z4   , теперь вы увидите как она выполнила свои функции на практике...
На фото вверху виден обязательный зазор между винтом и опорным подшипником. Его предназначение я описывал тут http://2012sillybilly.livejournal.com/113995.html , но кроме этого такой зазор помогает и очистить опорный подшипник от затянутых в него веревок, сетей, лесок и пр. Так в последнем походе левый винт намотал конец швартового конца (был сброшен с берега, но не убран). Результат, 15метров прочнейшей веревки (12мм) намотало, от вращения вала ее даже расплавило и затянуло в подшипник (видно, что часть краски зачистило намотанной веревкой). Ныряли и обрезали. Однако на берегу стало видно, что и внутрь подшипника затянуло нитки.  На правой оси винт намотал сети-путанки, частично их так же затянуло в подшипник. Наличие зазора между винтом и опорным подшипником позволяет тонкой проволочкой залезть снаружи в подшипник (его продольные прорези) и извлечь остатки веревки. Для этого необходим кусок жесткой проволоки диаметром 1мм(кончик загибаем в маленький крючок). Такое приспособление поможет освободить и дейдвудный ввод в корпус. Работу можно проводить и под водой, я сам много раз так чистил и свои и чужие подшипники и дейдвуды.
Теперь о самой защите винтов. Прежде чем показать фото расскажу каким воздействиям защита подвергалась. При спуске ката на воду лопнула удерживающая цепь и кат со всей 30тонной дури полетел по крутому слипу в озеро, корма прыгала по вбетонированным в слип булыжникам. Кроме этого на севере Ладоги на скорости 7.5узла (обороты движ.2.100) рулевой по глупости налетел на подводную скалу, удар был мощнейший, меня чуть не сбросило с койки-я спал. Перед подьемом ката мне пришлось размывать глину у самого слипа (Ладога обмелела на 1м), винты были защищены, но засасываемые струей булыжники(размером с кулак) ударяли по винтам...
DSC_15311
...левый корпус... видно, что от удара в нижнюю часть защиты ее выгнуло(см.арка-слева)... все видимые элементы винто-рулевой группы и защиты за исключением винта, вала и опорного подшипника исполнены лично "на коленке"...

DSC_15321
...другой ракурс...  от удара о скалу выгнут защитный прут (нерж. 20мм)... из подшипника торчит не изьятый ранее кусок веревки...
...между винтом и крепежной гайкой с цинковым анодом виднеется тонкая стопорная шайба, не забывайте про нее при установке винта!... в соленой воде на вал можно установить дополнительный цинковый анод(разрезной диск), хотя и анод на прижимной гайке винта хорошо справляется с этой функцией... меняем его в соленой воде раз в 6...12 месяцев(зависит от продуманности коррозионной защиты внутренних цепей и элементов яхты), обязательно крепежный винт предохраняем от раскручивания герметиком-намазываем им резьбу крепежного болта (электроконтакт проходит через торцевое соединение анод-гайка) ...

DSC_15351
 ...правый борт... край винта немного покусан булыжниками засасываемые струей при размывке глины... арка(слева) выгнута от удара о скалу(снизу), так же она изменила форму и в нижней части... веревки-это остатки путанки... на тяги от защиты винта к нижней оконечности вала руля виден песок-зацепили его со дна  при затягивании ката обратно на слип...

DSC_15371
..другой ракурс... видно (под цинковым анодом винта) как изогнута и центральная мощнейшая стойка (нержа, пластина 10мм)...
...замечу, что зазор между винтом и "аркой" защиты должен быть обеспечен не менее 70...100мм, тогда при деформации защиты винт не заклинит...

Кроме этого вдоль всего правого киля видны борозды(царапины снизу), это от удара о скалу, когда кат как на лыжах ее перелетал... киль сделан с плавным переходом от носа к корме и тупого удара не было, это и спасло корпус от пробоины....
Защита полностью себя оправдала. Валы, рули и винты(за мелким огрехом) оказались целы и кат мог бы и в таком состоянии эксплуатироваться сколь угодно долго даже без ремонта "защиты".
Для придания эстетики я восстановлю форму защиты, сниму винты и чуть их отрифтую, тем более при установленных винтах защиту будет не выровнять. Для снятия винтов использую винтосьемник, сделаю фото процесса и добавлю сюда. Так будет проще понять как самому менять винты.
Если присмотреться к фото, то видно, что можно полностью демонтировать "защиту", оставив винты и рули работоспособными...
Я не знаю ни одной другой яхты, которая бы выдержала подобные механические воздействия и осталась бы на ходу....

PS...опять получилось- вроде хвастаюсь, что я самый "умный"))))).... на самом деле все проблемы возникли по моей ограниченности и безалаберности((((.... надо было установить сдвоенную цепь при спуске ката(тогда бы кат не сорвался)... дать подробную инструкцию вахтенному (хотя он и так 30лет яхтенный капитан)-все мели в Ладоги надо стараться обходить не ближе 500метров от указания их на картплоттере ... когда сбрасывали швартовочный конец со скалы я не проконтролировал вытянули ли его на борт (сам стоял у штурвала и не смог это сделать)... доверил срезание намотанной веревки "Паше-эскаваторщику" (года 4 назад обучил его дайвингу), он не заметил, что в подшипнике остались нити которые могут "сьесть" ресурс опорного подшипника...

...хотя значительно проще, лежать на диване, ковырять соплю в носу, писать  мне в комментах гадусти, что мой кат это "плотик с тряпочками" и мечтать как вскоре "построю отличный кат по собственному проекту"...

ЗЫ... лучше сделать "подкос" у нижней кромки пера руля (20...30градусов, в сторону кормы), тогда уменьшается вероятность его деформирования о подводные препятствия...


  • 1
спасибо, очень интересно и полезно!
только сейчас нашел ваш канал на youtube
полезу изучать...

Приветствую, капитан! Нормальный такой тест на живучесть случился. У вас от удара опорный подшипник не повело? Может стоит нижнюю стойку (ту, что согнуло) сделать "похлипче", что-то вроде безопасно разрушаемой, или как-то хитро её изначально подсогнуть, задать ей как бы начальную деформацию, ну чтоб при большой нагрузке она не передавала весь удар на опорный подшипник, а сразу гнулась. Ведь, как я понимаю, защита рассчитана на сети и топляки, а не на удар на скорости 30-ти тонн об подводную скалу. И ещё - почему на этапе проектирования/постройки не продлили форштевень до самого руля (впрочем, и сейчас ещё не поздно)? Тогда бы весь корпус так и скользил бы на "салазках" по подводным скалам. Не думаю что такой мысли не возникало, какие "за" и "против" были?

1.Опорный подшипник установлен в толстенной втулке, которую смять невозможно, поэтому он цел, а втулка осталась неподвижной.
2.Прочность нижней стойки меньше верхних двух-рассчитано, что она должна гнуться, так и произошло. Вал не сдвинулся-видно по сохранившемуся зазору в дейдвуде и легкому вращению вала рукой...
3.Идея продлить киль до винта очень хороша(так было на предыдущем кате)... только тогда нужно устанавливать дейдвудную трубу, а мне это не по душе... да и ездить как дурак по "подводным скалам" на полном ходу я не собираюсь))), вполне достаточно существующее решение...

1-2. Именно это и имел ввиду - смещение оси втулки с подшипником относительно оси вала (прошу прощения за мой технический, но мы друг друга поняли)
3. Зачем дейдвудную? Суть понятна, но исполнение немного другое - грубо говоря, сварить коробчатую балку с сечением как у киля, и приделать её одним концом к килю, другим к защите винта, а то и продлить дальше за перо руля, чтоб и руль обезопасить. Несущей способности балки, как мне кажется, должно хватить, осадки это не добавит, может только защиту винта (круговое ограждение к которому и крепить эту балку) придётся усилить. Короче, продлить имеющуюся коробчатую "салазку" дальше. Другое дело - стоит ли овчинка выделки, если нет планов ездить по подводным скалам))) Кста, на предыдущем кате тоже не совсем гладко скользить))), перед винтом удар будет (сужу по фотке ката С.Мария на берегу, не помню где она у вас в журнале, себе я сохранил).

-Балка-вполне возможно, мы как на скалу наехали, то сразу об этом подумали)))- ведь прокатившись по скале(на киле только легкие царапины), соскочили и повторно ударились защитой винта(((, тем более был небольшой диферент на корму(основные баки с солярой и водой-пустые)...
-Проблема-как сделать конструкцию с "балкой" элегантной и красивой, люблю выпимши вокруг ката ходить и любоваться))))...
-Однако основные ударные нагрузки и деформации защиты возникли в момент падения со слипа(в момент входа в воду кат носа поднялся-корма опустилась и были удары, балка бы не помогла(((... как мы вышли в озеро, то я нырнул и увидел это... разнести колесные пары было невозможно(слип слишком крутой-сядем килем на булыжник слипа в начале спуска), поэтому пришлось колесную базу уменьшить(((....
-Точно, на С.Марии был дейдвуд со скосом внизу типа как на субмаринах, а сам я и забыл))))....
-В основном рассматриваю защиту как предохранение от топляков, сетей/веревок, да при стоянке на якоре может крутануть при перемене ветра и вынести на риф(часто было)...
-Я не утверждаю, что мое решение идеально, просто обращаю внимание на необходимость защиты винтов-рулей, и рассказываю как сам сделал, а уж каждый выберет решение по душе...

Твоюж мать !

Edited at 2014-08-15 11:39 pm (UTC)

Re:

(Anonymous)
Спасибо Юрий!
А то все эти разрекламированные защиты винта от "Запада" - похоже просто повод срубить ими бабла...

  • 1