?

Log in

No account? Create an account

Свободы хочется и денег. Сидеть бы на палубе, трескать вино... А вечером -дамы... А П Чехов


Previous Entry Share Next Entry
параход №20-4 меняем винт, вал, гудрич..
...хочу в окиян...
2012sillybilly
DSC_1749...."Мир живет по принципу - поспим, отдохнем, поедим. Потому все в долгах и жопе".... PS. вот никому и не нужны специальные знания как самому обустроить свою жизнь (параход)...
Многие работы по параходу мне кажутся элементарными и простыми,


но вот вчера увидел как чувак-яхтсмен вообще нифига в этом не понимает и теряет время ожидая в зарубежной марине, что ему все сделают "спецы" ....
Если кому интересно, то могу кое-что рассказать на эту тему....

ЗЫ... нахрен все это никому и не интересно, но я уж закончу...
   Впервые с подобной проблемой я столкнулся на Кубе в середине 90-ых, об риф на полном ходу в 30 узл. снес оба винта, погнул валы и кронштейны их удерживающие( "руки")...
Яхтсмен должен сам справляться с подобными проблемами (менять винт, вал, опорный подшипник)...
№1 Снимаем/обуваем винт... Для этого нужно обзавестись "винтосьемником", ведь как правило винт имеет "коническую посадку со шпонкой" и руками его не сдернуть, в месте контакта имеет место процесс диффузии и электро.оксидирования  разных металлов (винт "залипает").  Существуют два вида винтосьемников, первый-показан на фото вверху, он более универсальный, прост в работе, ему не помешает и близко к валу установленное перо руля. Такой легко сделать и самому. Принцип работы- устанавливаем правую(верхнюю) часть на окончание вала, а левую(верхнюю) - вилку на торец винта(вилка охватывает вал), выбираем гайками люфты и даем ими напряг. Торцевой удар кувалдочки в правую(верхнюю) часть винтосьемника и винт соскочит.
Такая приспособа достаточно массивная (около 10кг) и большая-для масштаба виден уголок 30см длинной...
Замечу, что винты бывают разные- ВФШ(фиксированного шага-у моторных яхт), ВПШ(переменного шага-у парусных посуден), ВРШ(регулируемого шага-у буксиров) и пр. Так вот, все они снимаются/устанавливаются в сборе прямо на вал и для их демонтажа разбор не нужен. Еще есть винты от Z-драйв(аналог привода подвесного мотора), но о них позже.
На фото ниже второй вариант винтосьемника...
гг
...вот таким я и снимал винты на Кубе... нижним кончиком центральной шпильки (на фото черного цвета) упираем в торец вала, а "клешнями" охватываем втулку корпуса винта, даем  шпильке напряжение, торцевой удар по ней кувалдочкой  и винт снят... ГЛАВНЫЙ недостаток- если рядом с винтом расположено перо руля, то такой винтосьемник не установить без демонтажа руля....
   Если будите делать сами, то можно обойтись и без тяг виднеющихся в центральной  части винтосьемника, тогда будет нужно обмотать лапы веревкой/цепью что бы они не слетали с винта в процессе работы....
   Из личного опыта- погнув винт "С.Марии" при уходе на испытания на Ладогу(намотал стальной трос), я нырнул, снял винт, пропаном нагрел лопасти, отстучал их кувалдочкой, нырнул и поставил винт на место.... на все эти работы у меня ушло 45 минут... да и на этом винте позже дошел аж до Сингапура....
Вот для установки подобных винтосьемников и необходимо иметь зазор (от 2.5см) между винтом и дейдвудом/гудричем....
Однако подобная приспособа (но намного меньшего размера) идеальна для многих работ на яхте- снятия импеллеров, шкивов, штурвалов и пр., правда у нее будет достаточно и двух "лап", обязательно имейте подобную в ЗИПе....
********************************
Это я поделился тем, как снимать винт. Обуть же его обратно проще, мелкой шкуркой(№400..500) зачищаем от оксидной пленки обе части конусного соединения (отверстие винта и конус вала), проверяем установлена ли на валу шпонка, осторожно одеваем руками винт на место (бережем резьбу вала), стопорим вал (реверсом, а лучше монтировкой вальную муфту в маш.отсеке)....
Цинковый анод на кончик гайки крепим винтом (используем в резьбе герметик как фксатор). Главное тут перед навинчиванием самой прижимной гайки на вал одеть под нее тонюсенькую шайбу (где-то толщина 0.7..1мм с вырезом, поставляется в комплекте с валом), вырез заправляем в вальную проточку под шпонку. Большим разводным гаечным ключом затягиваем эту гайку с насаженным на нее цинковым анодом, ключ удлиняем трубой в 1 метр, усилие на ее конце должно быть в 25...40кг. Молоточком контрим эту гайку отгибая один край стопорной шайбы(см.выше), второй край оставляем не отогнутым как резерв на повторную установку. Так полностью исключаем самопроизвольное отвинчивание прижимающей винт гайки.
...фоткой дополню позже-как вытяну кат на зиму...
Отмечу, что небольшие механические дефекты винта можно отрефтовать и самому. Греем деформированную область бронзового винта пропановой горелкой до появления цвета "побежалости" (чем больше, тем лучше). Кладем лопасть на наковаленку (или большой и массивный кнехт, уточку) и кувалдочкой (1...3кг) поправляем профиль винта. Главное тут восстановить профиль винта. Вообще, когда кустарным способом восстанавливают винт или уменьшают его диаметр, то большее внимание уделяют весовой балансировке винта (используют статическую балансировку). На самом же деле более важно обеспечить симметричность профилей лопастей, если взять и посчитать нагрузки биения вызванные подобным явлением, то даже при незначительном отступлении в профиле/площади лопастей винта на несколько порядков превосходят биения обусловленные не симметричностью веса лопастей.

№2 Меняем вал. Причины замена вала много. Это и его деформация при ударе винта о риф(камень и пр.). Снашивание поверхности вала в районе опорных подшипников, подобное обусловлено затягиванием в опорный подшипник лески, веревок и пр. В тропиках дейдвуд внутри обрастает "ракушками", особенно при длительных простоях яхты. Такие ракушки вырастая на внутренней поверхности опорного подшипника стачивают его (образуются круговые канавки). Снять вал может понадобиться и если вы не можете самостоятельно под водой снять винт, тогда вытягиваем вал наружу вместе с винтом и снятием винта занимаемся уже на борту яхты. Замечу, что у всех известных мне яхт вал вынимается в сторону рулей, а не в машинный отсек (ведь тогда нужно демонтировать движок). При наличии упорных муфт процесс такой же, ведь муфты устроены так, что зажимают кончик вала в соединение подобное цанговому и никаких монолитных фланцев на валу не предусматривается(это было бы и излишне трудоемко при проточке вала).
Снять вал может потребоваться и при замене опорных подшипников.
val2
...фото оконечности вала в районе установки винта....слева цинк.анод установленный на бронзовую прижимную гайку... видно, что в комплекте отсутствует фиксирующая шайба...

№3 Меняем "гудрич"
i
Опорные подшипники это расходный материал и подлежат периодической замене, период службы определяется многими факторами(мощностью двигателя, диаметром валов и их длинной, скоростью вращения вала, географическим расположением места эксплуатации яхты и пр.) В основном они представляют собой трубочки внешняя часть которых это бронза или пластик на основе фенола(см фото выше). Внутрь такой трубочки запрессован резиновый вкладыш который имеет продольные бороздки (см.фото ниже) позволяющие циркулировать воде вдоль дейдвуда  охлаждая опорные подшипники и дейдвудный сальник при входе в маш.отсек. В зависимости от длинны вала их может быть от один-два, редко-три. Предпочтительно когда их один установленный у самого винта, так проще обеспечить соосность валолинии движок-винт.
Вот спер два фото вала и дейдвуда у http://maximtukalo.livejournal.com/173488.html
stern-tube-2
...замечу, что я не одобряю использование дейдвудной трубы, ведь она-лишний элемент...  у меня на С.Марии была абсолютно такая же и я с ней намучился (сложно менять опорный подшипник, труба изнутри обрастает ракушками и ржавеет-невозможно покрасить, ее сложно установить-если варить, то проваливает в месте установки подшипников и их не вставить и т.п.)...
Сношен или нет опр.подшипник определяется рукой-сильно дергаем винт перпендикулярно валу, если люфт не ощущается, то подшипник рабочий.  Можно определить износ и на звук, в сильное волнение изменяется тональность звука от винта при догоне яхты волной. Вообще срок службы от двух лет до десяти.
Меняем подшипник так, вывинчиваем из дейдвуда стопорный винтик(под шестигранник, (см. фото) и пытаемся вынуть. Самое сложное это когда такой подшипник установлен в глухой дейдвудной трубе(так было у меня на С.Марии), тогда нужно сделать специальную приспособу(вроде ножниц с лапками), засовывая концы с лапками в подшипник нащупываем место его окончания и расклиниваем рычаги, далее ударами кувалдочки выбиваем подшипник наружу. Значительно проще менять их на бездейдвудных вариантах исполнения, тогда к подшипнику есть доступ с двух сторон. Тогда "приспособа" выглядит как половинка трубы схожего с валом диаметра, накладывая такую приспособу на вал мы выбиваем подшипник в сторону винта(винт уже снят).
При установке нового опорного подшипника (а их нужно уж точно иметь в запас) лучше смазать его снаружи какой-нибудь "жидкой" смазкой (гелеобразный силикон и пр.), потом будет значительно проще подшипник сменить, стопорный винтик (а их обычна пара) исключит проворачивание подшипника.
Реже( в основном у старых моделей яхт), когда используется дейдвудная труба, то опорный подшипник может быть и конусного типа (на внешней поверхности) вставляемый в торец дейдвудный трубы и прижимаемый фланцем на паре болтов. Замена такого подшипника не представляет сложности.
Бывают и другие экзотические варианты подшипников, так на спасательных шлюпках это просто бронзовые вкладыши, их сменить может быть и проблема, ведь подобные суда не предполагают длительную эксплуатацию и ремонт.

ЗЫ...хотя если есть бабло, то лучше потягивать коктейль мОхито, любуясь движениями "чуваков в спецовках", которые все меняют-ремонтируют... хотя описанные выше работы я бы посторонним не доверил...

PS..вот и смог выложить фото иллюстрирующие снятие винта...
DSC_1744
...тут крепежная гайка(с цинковым анодом) уже отпущена... под гайкой видна особая шайба(нерж, 1...1.5мм) с вырезом...

DSC_1745
...обязательна  при обратной установке винта  применение этой шайбы(слева), которая предотвратит самопроизвольное откручивание крепежной гайки...
...край шайбы обстукивается к грани гайки после ее заворачивания-так гайка отвернуться уж не сможет...

На самом верхнем фото показан завершающий этап снятия винта... винтосьемник одет и его гайки накрепко закручены, остается ударить молотком по винтосьемнику вдоль оси вала, соблюдайте осторожность-винт соскочит резво...



  • 1
Жги, конечно!;) для тупых, но решительных)))

Вова, тебе конечно спасиб за проявленный интерес, но думаю он нарочитый-меня поддержать(((... нахрен это никому не нужно....

Ты зря, я твои хитрости коллекционирую) и вообще, я приверженец теории паранои, типа весь мир против тебя, а ты один, и все надо знать, хотя б в теории)))

...почитай пока как здоровенные мужики нервничают когда их баба учит вал снимать- отвечают полный бред(хотел рассказать...), плюются и почти кусаются(((... зато следующие посты про оперу у него отлично получаются... https://www.facebook.com/maksim.sputai/posts/730761393657277

Поржал, спасибо)))
Ты, конечно, тоже молодец, метать бисер перед хм... интеллектуалами..., еще и Машу вламывать))))

Этот Максим ошибся насчет снятия вала

Я тоже так поначалу думал, но как выяснилось в этом году вал прекрасно полностью снимается и вытаскивается через заднюю часть после демонтажа реверс-механизма. На заключительном этапе нужно открутить гайку 14, затем вытащить шпонку (не уверен в правильном названии, небольшой полукруг вставляемый в паз вала) из детали 10 и вуаля, если подтолкнуть, то весь вал выпадет вместе с винтом наружу. Причем винт можно было вообще не разбирать.
https://lh5.googleusercontent.com/-oOzS8escntQ/UwMGKG_G0EI/AAAAAAAABFg/PdFIcBDIvps/w960-h821-no/%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B03.jpg

Но вот про посадку "на горячее" у меня есть смутное подозрение на одну вещь. Вал на фото чуть выше из нержавейки около 20 см, а вот на этом фото виден основной вал из бронзы
https://lh3.googleusercontent.com/-wGdBRmgYbIU/Uw63ydTLmDI/AAAAAAAABO4/obl3xuXw6IY/w493-h821-no/shaft.jpg
в который и запрессован этот вал. Вот его возможно и сажают "на горячее", но точно не знаю. Шведы меня "развели" на покупку нового бронзового вала, вернее это я сам настоял, но в итоге старый (после визуального осмотра и "прощупывания") остался на месте. Но бронзовый вал без нержавеющего. И если приспичит его менять, то нужно будет как-то разъединить старый вал (ну видимо нагревом строительным феном) и засовывать в новый.

А на этом фото под стандартным Вольво-пентовским топливным фильтром как раз и есть реверс-механизм этого движка
https://lh3.googleusercontent.com/-CpeKXGK81tI/Uw63umYd7zI/AAAAAAAABO4/-5WPp5yum-4/w1226-h821-no/DSC_0099.JPG

Приветствую,

Два вопроса не совсем по теме:
1) когда будет рассказано про ложки в этом посте: http://2012sillybilly.livejournal.com/112508.html Смешно сказать - заинтересовался именно ложками, каждый день захожу проверить апдейт - спать не могу )
2) работа на кате ещё осталась? Готов приехать помочь на пару недель в сентябре.

Привет,
- про ложки смогу продолжить только зимой-нет ракушек чтобы их сделать(((, для нее нужно испортить большую и толстую(стенка) раковину... если честно, то у америкоза увидел подобную(он купил ее на багамах)... вещь невероятной красоты, хотя внешне чуть грубовата, но это и поражает...
Сейчас кат на плаву, ближе к сентябрю напишите...

Отличный манул, а как обратный процесс? Про горячую посадку, как у того парня, которого "Мария" тролила, что-то я сомневаюсь.

конусные соединения на "горячее" не сажают(, тем более яхтенные винты... а тот парень по профессии массажист, хотя как человек вроде хороший...
"обратный процесс" доскажу..

давай еще.

а я и не утверждаю, что все одинаковое, описал наиболее сегодня распространенные тех.решения...
ЗЫ...это я к тому, что бывает чудо-чудное, вот посмотрите https://www.facebook.com/photo.php?fbid=733698023363614&set=a.703778333022250.1073741827.100001702690801&type=1
там вообще неведомое мне... правда чувак стер фотки, где изображен обычный вал и легко снимаемый впш....

Edited at 2014-07-31 07:04 pm (UTC)

У меня такой же, один в один.
vint
фотохостинг




Edited at 2014-10-14 03:40 pm (UTC)

...и что?... ты можешь сам регулировать шаг винта?
PS.. кстати, у тебя тоже нет коробки? интересно бы фотки такой конструкции посмотреть, ведь скорость вращения вала будет чудовищной(((...

Edited at 2014-10-14 04:03 pm (UTC)

да чего его регулировать:)
Рычаг чуть ниже опустил, лодка вперед поехала, выше поднял типа нейтрали, чуть назад-лодка назад пошла:)
А если серьезно, то я думаю, что у того мужика нарушилась регулировка троса, посредством которого происходят изменения в реверс-механизме. К рычагу завязан трос, который двигает кулису реверс-механизма. А кулиса в свою очередь двигает вал вперед-назад на выверенное расстояние. За счет сдвига вала и двигаются лопасти. Т.е. их изначально не нужно регулировать вообще. Важно изначально выставить правильное положение рычага относительно положений винта.
Вот схема винта в разрезе.

vint2
хостинг картинок bmp



А здесь фото реверс-механизма. Над единичкой как раз видна кулиса

https://lh5.googleusercontent.com/-1Nq7TY_qSc4/Uw63oLAoFlI/AAAAAAAABwI/ZWtFPW04_BE/w1227-h821-no/DSC_0013.jpg

Да, нейтрали как такой нет вообще, винт всегда вращается, такова особенность этой хрени:)

Edited at 2014-10-14 04:16 pm (UTC)

ага, так это не ВРШ(тот мужик так винт обзывал-я поправил, он плеваться начал, что макаровку окончил и знает что такое врш... только потом в следующих топиках уточнил, что не врш)... но понижающая корбка есть?

про скорость вращения вала, вот скопировал из мануала (конкретнее это Вольво-пента MD7A)
Direction of rotation, viewed towards flywheel ............ Clockwise
Idling speed ................................ 11–13 rev/sec (650–780 rev/min)
Max. speed ............................ 40.8–42.5 rev/sec (2450–2550 rev/min)

понижающей коробки точно нет. Между двигателем и валом (или корпусом сальника гребного вала) есть только так называемый реверс-механизм
Вот разрез этого реверс-механизма
REVERSING MECHANISM 387639
хостинг картинок для форумов




Но, справедливости ради, должен сказать, что есть модели точно такого же двигателя без реверс-механизма, там уже стоит хреновина типа MS-1, MS-2, MSB, вот в ней уже есть понижающая "передача" 1,91:1. Соответственно и винт там трехлопастной, как правило

...полная херня иметь 2500 на относительно длинном гребном валу(((...

ну выбора особого пока нет:)
длина вала кстати 90 см с копейками
Я в этом году подрегулировал кулису газа чтобы при 1480 оборотов скорость была около 5 узлов

  • 1