Расскажу о чудесном путешествии из Хургады на суданский риф Феликс. Может кому и сгодится этот опыт, ведь много наших яхт следуют этим маршрутом и дополнительная информация им не помешает. Мало кто из яхтсменов может похвастаться, что был на суданских рифах, а мне свезло побывать там аж дважды (2005 и 2014г). Вот http://www.noonsite.com/Countries/Sudan/cruising-southern-egypt-and-sudan-2013 отчет о походе группы яхт на суданские рифы в 2013г, многие побились, а мы сходили туда и остались целехиньки... вот я и попытаюсь поделиться кой-какими приемами позволяющими уберечь яхту...
Вверху я привел схему стоянки на рифе Феликс. Этот риф надежно защищает от всех ветров, ну может от юго-восточных он слегка открыт, но большой волны и в этом случае тут не будет (лучше тогда пройти поглубже к материку), да и очень редки сильные южные ветры в этой части Красного моря. Глубина якорной стоянки что-то 22...27метров. Риф стоит на "внутреннем" маршруте проходящем вдоль береговой линии и под прикрытием рифов. Замечу, что Красное море с севера на юг можно проходить ходом мористие и заходить на рифы только для отдыха. А вот следуя с юга на север, когда в основном идут на моторе, лучше идти ближе к берегу укрываясь от волн цепочкой рифов. Феликс находиться чуть севернее Порт-Судана. Если вы устали и решили отдохнуть, то это идеальное место. Таких кораллов как тут я никогда и не видел. Они разноцветны, видов насчитал без счета, много "рогатых и пушистых". Полно мурен в пещерках. Можно поплавать с аквалангом, но можно и просто с трубкой-маской. Риф изобилует водной живностью, много групперов и морских окуней, это супер-деликатесы. Попугаев тут без счета, правда мясо у них жестковатое и лучше готовить их на гриле. На рифе почти всегда есть лодка- другая суданских рыбаков. Это простые и бедные люди, они доброжелательны и у них можно выменять рыбу на пару пачек Мальборо или бутылку колы. Однако не советую задерживаться на рифе более двух дней, ведь слух о вставшей тут яхте быстро разлетиться по побережью и есть вероятность, что к вам нагрянут и недобрые люди...
На самом деле это не одиночный риф, а целая рифовая цепочка простирающаяся до самого суданского берега. Если на подавляющее большинство суданских рифов можно безопасно зайти только в светлое время суток, то найти убежище на этом рифе можно и ночью если яхта оснащена радаром. На радаре должна легко читаться вешка в виде столба установленная на его восточном крае. Заходя с моря следует оставить ее метрах в пятиста по правому борту, пройти 400..500 метров и развернувшись к рифу искать приемлимую глубину (22...27метров) метрах в ста от рифа. Отыскивая стоянку по радару нужно знать, что ширина рифа метров 100..150 и на радаре должен быть виден бурун на внешней стенки рифа. Карты С-мар дают достаточное представление о рифе и более-менее точные координаты. Координаты указанные на схеме я снял лично. Напомню, что обязательно нужно иметь на борту "Ред Сиа Пилот" (ElaineMorgan, Stephen Davies, издательство Imray) это замечательная книжка, но координаты там часто неверные и дают ошибку в милю и более! Позволил себе выше скопировать с нее и схемки располажения рифа Феликс, так будет понятнее, да и вдруг у вас под рукой не окажется этой книги. Обращаю внимание, что глубина у южной стенки рифа порядка 20 метров. Стенка отвесна, а над рифом всего 20..50см воды. Дно тут песчаное, много коралловых образований, поэтому якорь зацепит хорошо и цепи в 50метров на глубине 20 метров более чем достаточно. Яконую стоянку указанную в РедСиаПилот, вплотную к рифу, использовать опасно, может навалить на риф, скорее эта стоянка для совсем маленьких яхт (порядка 30..35фут).
Надо знать, что двигаться среди коралловых рифов можно тоько в светлое время суток (через час после восхода и вставать за час до захода). Практически невозможно разглядеть коралловую голову (часто поднимаются с большой глубины- с 30..50м), если солнце светит с носа яхты. Идеально иметь солнце с кормы. При поиске рифа могут помочь и "поляризационные" очки, они продаются для рыбаков и просто туристов следующих на отдых к морю. Поляризационное покрытие отсекает одну из двух составляющих отраженного от воды света и водная поверхность в таких очка выглядит значительно контрастнее. Вообще идеально залезть куда-нибудь повыше, так рифы будут легче читаться...
А теперь расскажу о самом путешествии. Яхта Вера парковалась чуть севернее Хургады в марине Эль-Гуна. Это новое манерное местечко, там строят много вилл, и есть отличная марина. Удивительно, но стоимость парковки 63футовой яхты сверхбюджетна и при шестимесячном контракте составляет 300баксов. В марине Хургады расположенной в центре города цена может быть и поболе 1500$ в месяц.
Сначала мы закупили в супермаркете Хургады жрачки. Тогровый центр был почти пуст, ведь отовариваются там только иностранцы или продвинутые туземцы. Купили овощи, воду, коку-колу, неплохую баранину (ребра и шейку) и еще всякой всячины. Особенно рекомендую пакеты с соком манго (не как кирпичики, а вытянутые вверх, цена около бакса). Этот сок я запомнил еще с 2005го года, он очень и очень вкусен! Продукты в Египте не так и дороги, мы потратили на двухнедельный запас на троих всего 242$. Вечером зашли в спецальное местечко, где по предьявлению паспорта с визой можно купить алкоголь (в паспорт поставят штампик). Ведь эта мусульманская страна и алкоголь сложно отыскать. Туристы могут купить в первые два дня с момента вьезда по 3 литра крепких напитков. Мы купили пять бутылок рома Гавана Клаб, бутылку водки и коробку пива (Леша его любит). Еще и несколько блоков сигарет в качестве бакшиша.
Солярка для иностранной яхты в Хургаде стоит 1.5$. Сначала мы собирались затарить ее на обычной автозаправке, где цена всего 10центов!!!, но это незаконно. На нашу яхту было избыточное внимание сотрудников марины и мы в этот раз не рискнули. Лучше делать это по темноте.
Пройдя три часа до Хургады мы там взяли на борт 400литров соляры и прошли формальные процедуры на выход. Агент оказался жадным и стоимость процедуры составила аж 450$! Лучше было это сделать южнее- в Порт Галибе, где мы позже оформили обратный вход в Египет всего за 160$. Да и в Порт-Галибе все проще и быстрее, ведь в Хургаде больше параходов оформляющих подобную процедуру, а Порт Галиб абсолютно пуст. Надо знать- с четверга по субботу в мусульманских странах многие выходные и невозможно оформить заход-отход, так что соответственно планируйте путешествие, эти дни лучше переждать на соседнем с портом рифом. Стоянка в Порт Галибе стоит того же порядка, что и в Эль-Гуне.
А теперь "лирика", много есть что хотел бы рассказать....В полдень воскресенья мы вышли из порта Хургады в море. Алексей поставил грот на третий риф (45кв.м), стаксель, и яхта поехала на юг....
...это групперы с Феликса... в штатах их зовут "страубери группер".... того который справа я добыл гавайкой, остальных обменяли у суданских рыбаков на мальборо... пожалуй это самая вкусная рыба обитаемая на суданских рифах... жалко, что газовое барбекю у Леши не работало (газовые баллоны были "не той системы"- не удалось завести воздух в газовый поток и барбекю сильно коптило). Вера групперов жарила, а я попытался сделать тар-тар из группера, правда из тунца получается лучше (тунец имеет сильный собственный вкус)... пришлось чуть перелить для вкуса "бальзамик-винигер" и блюдо стало больше похоже на рецепт "Шавышы" - http://2012sillybilly.livejournal.com/55385.html
....фото иллюстрирует процесс приготовления тар-тар из группера... ингридиенты тут те же, что и при приготовлении тар-тар из тунца http://2012sillybilly.livejournal.com/87397.html ... только "бальзамик винигреттте" пришлось забодяжить самому- оливковое масло (отжим экстравирджин)=20% от обьема, настоящий бальзамик винигер=10%, виноградный уксус (6%)=30%, специи(перец+травы), рассол из консервированных оливок каламанта (вместо белого вина)... полученный в результате маринад на фото виден в керамической мисочки...
Через двое с половиной суток хода мы ночью приблизились к цели путешествия- рифа Шааб Гумейра http://2012sillybilly.livejournal.com/2012/08/20/ . Весь путь ветер то стихал, то был небольшим (12...16узлов) и попутным. Шли поочередно под мотором и парусами. Сожгли менее 200литров соляры на 500 миль пути (на оборотах 2100, скорость около 7узлов)....
В район рифа Шааб Гумейра мы подошли еще затемно, поэтому решили пройти еще чуть-чуть на юг (15миль), где выбрали риф Феликс. Ночью раздул северо-запад до 25...27узлов, поднялась короткая волна высотой до 2.5..3 метров. После рассвета увидели этот риф, осторожно оставили по правому борту вешку (столб обозначающий край рифа), и зашли в его лагуну. Глубина была около 25 метров когда мы бросили якорь метрах в 150ти от внутренней кромки рифа. Коралловых голов тут мы не увидели. Можно было конечно встать поближе к рифу и растянуться на него кормовым якорем, так тузик бы был не нужен, нырять можно было бы прямо я яхты, но рисковать мы не стали...
Вот пожалуй и вся полезная информация об рифе Феликс... хотелось бы думать, что эта часть моей "Лоции" кому-то будет полезна...
...следующий рассказик будет о том, как я чуть дважды не "зачехлился" во время этого вояжа...