Свободы хочется и денег. Сидеть бы на палубе, трескать вино... А вечером -дамы... А П Чехов


Previous Entry Share Next Entry
параход №17-1 Электрическая сеть.Входной модуль.
...хочу в окиян...
2012sillybilly
№17-1. Электрическая сеть. Входной модуль. Дизель-генератор. Гальванический изолятор. Береговой кабель.

   Попробую рассказать свою версию электирической сети на параходе. Постараюсь сделать по возможности кратко, без дублирования прописных истинн многократно рассмотренных в различных справочниках и пособиях. Старался сильно не уложнять эту компоненту яхты, ведь чем сложнее, тем менее ремонтно пригодно в процессе эксплуатации. Это очень важный раздел, который может спасти от беды. Замечу, что на С.Марии была воплощена схожая концепция. Удаление неквалифицированным электриком из электрической сети всего одного элемента и привело к пожару на борту. Был плностью уничтожен катамран, повреждено оборудование марины где он стоял. Подгорел борт стоявшей по соседству яхты(стоимостью 15-20млн.дол!). Она успела экстренно уйти, отломав дорогостоящий гидравлический трап. Другая беда может вас подстерегать при купании, когда яхта подключена к береговому питанию. Неправильная организация яхтенной сети приведет к поражению купающихся электрическим током. В дополнение к этим неприятностям может происходить и усиленная электрокоррозия.
    Буду рассматривать конечный вариант установленный на новом катамаране ЛИЗА. Там почти полностью скопировал схему электропитания моего дома. Пришлось дом оснастить этой непростой системой. Деревенская сеть была очень ненадежна, электроэнергия подавалась с перерывами. Но последние 2-3 года проблем не знаю, даже не в курсе когда отключают электропитание. Вывод, общая описываемая идея может пригодиться и для создания бесперебойного источника питания загородного дома. Единственное отличие состоит в том, что в доме используется трехфазное береговое питание. На С.Марии была организована двухфазная система питания (распространена во многих маринах), но практика показала что для парахода в 45-60футов  и сети в 220вольт, достаточно организовать однофазную схему. Такая и реализована на ЛИЗЕ. Для сети в 110вольт нужна уже двухфазная.
   Начну с входного модуля, набросок-ниже.электро схема№11. Начну с дизель-генератора. На С.Марии был установлен морской дизель-генератор Пагуро(Италия,7квт,3000об.,220вольт). Достоинства-компактность,малый вес, звукоизолирующий кожух. За время эксплуатации наработка составила 1300часов. Первый выход из строя произошел на юге Красного моря, что привело к остановке кондиционеров, а температура воздуха в тени составляла более 50 гр.цельсия при 100% влажности. Пробило корпус мощной емкости возбуждения обмотки. Выручила сообразительность, заменил на схожий установленный в электрокомпрессоре (Бауэр) для забивки дайвинг баллонов. Вторая поломка случилась уже в Тайланде, вышел из строя его стартер (соржавели и рассыпались пружинные пластинки удерживающие постоянные магниты). Новый владелец заменил генератор на новый.
   На ЛИЗЕ установлен генератор фирмы Бетта-Марин(сборка Англия, дизель Кабуто-Япония, эл.генератор-Италия, 12 кВт,220вольт, 1500об.мин). Повышенная мощность(12квт) поддержит работу дайвинг-компрессора(5квт), работу электроплиты(1.5-2.5квт), зарядку аккамуляторов(2.5квт) , главный кондиционер(1.8квт). Хотелось установить более надежный и долговечный(поэтому 1500об.мин, хотя он значительно тяжелее аналогов с оборотами 3000об). Поставщик очень рекомендовал эту модель. По факту поставки выяснилось, что водяное охлаждение устновлено только у дизельгенератора, а эл.генератор вырабатывающий напряжение имеет воздушное охлаждение. Это огромный недостаток при работе в соленом климате. Ротор и статор могут быстро скородировать и выйти из строя. Кроме этого размер и вес сильно увеличен не только за счет 1500об, но и по причине необходимости установки избыточной мощности эл.генератора с воздушным охлаждением.
   Советую очень внимательно при выборе генератора проверить наличие водяного охлаждения статора. Вообще склоняюсь к мысли, что выгоднее и удобнее покупать недорогие китайские модели и менять их раз в два года. Все рассуждения о ресурсе в 20.000-40.000часов дизеля не состоятельны в условиях некачественной солярки и соленого тропического климата.
   И хорошо бы иметь резервный генератор, пусть и маломощный (3-5квт). В качестве его позже приобрету переносной, китайского производства. Пользуюсь периодически таким трехфазным, как резервным источником питания сварочного аппарата, уже более 12 лет!...и ничего, тарахтит и тарахтит, а покупал его где-то за 1000$...
2. Гальванический изолятор. Это устройство позволяет уменьшить коррозию элементов яхты. Если остановиться на компактности, небольшом весе и цене, то лучше использовать изолятор диодного типа. Он представляет собой два параллельных диода включенных встречно(может устанавливатся в комплекте с конденсатором). Прямое падение напряжение на этих диодах(1-3 Вольта) исключает ток утечки на береговой разьем через земляной провод. Эта утечка является одной из причин электрокоррозии при стоянке в маринах. Тему исключения электрокоррозии рассмотрю как-нибудь позже.
3.Входная бортовая розетка это очень ответсвенный элемент. Экономить не стоит. Нужно купить специализированную в нержавеющим корпусе с фиксирующейся крышкой. Вроде той, что на фото внизу. Эту розетку можно использовать как силовую при питании от генератора. Например подключить мощный компрессор или другое силовое оборудование по короткому пути к генератору, очень удобно.
4.Автоматы переключения берегового и бортового питания могут быть выполнены и бытовыми. Сам установил 62амп., что соответствует около 12кВт. Указанные на схеме красная и сигнальная лампы,также можно найти выполненными в виде стандартного электрического модуля(см.фото ниже). Они позволяют определить наличие подачи берегового питания и не ошибиться с его полярностью. При загорании красной лампы надо перебросить концы кабеля на берегу. Замечу что не стоит устанавливать тут диференциальные автоматы. Если у вас на борту утечка, то вам будет сложно диагностировать ее место. Предназначенные для этого УЗО будут установлены на главном распределительном щите.
   В разных странах, в разных маринах и портах стоят различные виды береговых разьемов. Обычно в маринах вам под залог предоставят необходимую ответную часть(вилку), которую вы должны самостоятельно скомутировать со своим кабелем. Красный и зеленый индикатор вам в этом помогут.
   Какие выбрать провода, организовать электроизоляцию и прочее- общеизвестно. Отмечу что в обязательном порядке на яхте надо иметь береговой кабель-удлиннитель длинной минимум 100метров(лучше 150-200м, пусть хоть и небольшого сечения в 2.5мм.кв.). Многократно от берегов Турции и греческих островов до Цейлона он меня выручал.
разьем
ЗЫ..виден пульт управления генератором и индикатор топлива в баке для генератора...
...еще не смастерил крышку защищающую от брызг...нужно было размер ниши выбрать по размеру стандартых пластиковых электроящиков с прозрачной крышкой...тогда все было бы проще-использовать ее...
...хорошо что сходил и сфоткал, киргизы не включили правый тумблер(береговой автомат, виден правее)...так бы и убил аккамуляторы...

PS...еще бы хорошо на вход поставить защиту УЗИП от бросков напряжения (гроза, двойная фаза и пр.), вот тут в коментах дали ссылку.. http://2012sillybilly.livejournal.com/170431.html?view=2616511#t2616511
УЗИП выбираем по параметрам и ставим сразу после входного автомата на 62ампера(см.схему вверху), предусмотреть установку такого дивайса ОЧЕНЬ полезно!.



  • 1
...не знаю даю ли хоть чуток полезной информации по устройству яхты или нет...если хоть одному начинающему мореману пригодиться, буду рад...да и у самого в ЖЖ сохраняться электрические и другие схемы...если-что всегда могу подглядеть...а то в прошлый раз все сгорело с С.Марией, пришлось вспоминать с нуля...

Информация полезна для всех. Спасибо! Для меня больше повторение мать учения...
Пропустил как связан автомат и батареи. На самой простой зарядке есть защита от киргизов )))

...автомат подключает берег к борту ката...киргизы включили кабель яхты на берег...но автомат(на фотке справа) не был включен-220в с берега не дошло до главного щитка, зарядка-инвертор не получал входного напряжения...соответственно не вырабатывался ток зарядки...у меня сейчас аккам. около 900амп.час.,разрядились до 60%(работал холодильник, магнитола,свет...), это норма...
...сам виноват-не дал им инструкций...они посмотрели что обычно делаю я и пытались повторить...вчера целый день нырял-приделывал колеса и лыжи...сорвал шейные позвонки, поэтому не проверил...сегодня киргизы загрузили 50мешков с песком и положили их на нос...корма поднялась на 20см вверх...очень крутой слип-могу упереться рулем...в понедельник попробую тащить...но не уверен...нужны колеса как на старых бытовках-на сплошной резине, найти не смог...боюсь лыжи будут тормозить....

Edited at 2012-07-21 04:21 pm (UTC)

И вдогонку, может и не актуально.
Когда менял сеть у себя, использовал заводские схемы с подобной лодки. Там уже в принципе всё рассчитано по сечению и т.д.

...схем я знаю много...и с сечениями не проблема...главное-усе вместе скомпоновать...обычно производители яхт не ставят УЗО...а это очень важно!...рассмотрю в следующем разделе...

Knaz

(Anonymous)
Спасибо за идею с красной лампой! :) У самого стоит только зеленая... Пойду докуплю модуль...

подключение к берегу

Здравствуйте. На Российских ВВП на берегу практически ни где нет земли, без земли я так понимаю опасно с 220V на металлической лодке. Забивать арматуру в землю как то не комильфо. Ваши соображения по этому поводу.

Edited at 2012-07-25 02:23 pm (UTC)

Re: подключение к берегу

...к сожалению уже выпил красного, пишу о Сибирском стрелке, ностальгирую...может позже соображу что-то умное...ведь это как ответить на вопрос- "плаваю в говне, подскажите ваши соображения-что делать что бы не воняло"...очень прошу без обид!!!!!

Re: подключение к берегу

Какие, обиды, в августе перегоняю лодку с моря в как вы выразились в говно (но не всё так плохо - это не Нева, это Волга)

Re: подключение к берегу

...нужно подумать какие могут быть проблемы, но мозга пока устала... думаю с землей(или ее отсутствием) нет проблем, вода пресная и насчет электрокоррозии можно не париться...главное-чтобы Ваш параход не стал "электроудочкой")))))...вообще на металлической лодке не "опасно с 220в", опасно купаться рядом...
ЗЫ...проблемы если фазу пробьет на массу(на корпус!!!), тогда рыбки всплывут кверху брюхом!!!...
ЗЫ...да и пластиковая лодка снабженная забортными цинковыми анодами то же может стать электроудочкой...правильное установка УЗО поможет избежать этой неприятности(измерив ток утечки фазы на корпус они отключат нагрузку!)....


Edited at 2012-07-25 03:32 pm (UTC)

Информация очень полезна и бесценна
Часть даже на своем опыте проверял На свой катер во время ремонта
кидал фазу а 0 не было Брали его с Воды (корпуса)И все работало
Про УЗО тогда не знали А рыбки по случайности вссплывали особенно
В дождливую и ветренную погоду когда кабель обрывало.Зато на корпусе
было все в порядке не щипало.
Теперь надо дружить с УЗО Ведь без него к береговой сети не подключиться
Понравилась идея обхода его через другую розетку.Практично!

Неуверен, что это хорошая идея ставить диодный мост в цепь защитного заземления.
Другое дело соединить фазу и ноль на землю через варисторы.
Можно использовать готовый девайс типа Quick PRD от Schneider.

PS..поправлю, не увидел, что это уже другая тема)))
Такая схема давно испытана, рекомендована и утверждена в том числе и береговой охраной сша)))..
варисторы тут тоже не подойдут-они разработаны для другого...

Edited at 2014-10-03 05:35 am (UTC)

Я не понимаю, какую искру Вы собираетесь гасить на защитной земле в схеме с изолированной нейтралью.
Шунтирование фазы защитит электрооборудование лодки от скачков напряжения берегового питания.
Между корпусом лодки и контуром заземления на берегу и так будет как минимум десяток Ом, для чего в эту цепь вставлять дополнительное сопротивление ?
Если Вы говорите о схеме гашения искры, то шунт нужно ставить между фазой (или +) и нейтралью, а не на защитную землю.
В DC схеме это был бы встречный диод или RC-цепочка, в AC - нужно подумать.

вообще не понимаю о чем Вы(какая такая искра? какие скачки берегового питания?)...Похоже вы опять плохо прочитали топик(((... диодный мостик(гальванический изолятор) тут предназначен для борьбы с электрокорозией...

из искры возгорится пламя ...

(Anonymous)
Вы начинаете путаться в показаниях:
"При чем тут "фаза"(((... нужно гасить искру на самой помпе ... "

Две разные темы в одну смешали :)

Возможно,вопрос не по теме,но не знаю,где (в каком разделе) его можно задать.Каково на вашем дебаркадере (НЕВО) заведено береговое питание- трёх- или двухфазное?


Edited at 2017-05-27 05:18 am (UTC)

Обычно у нас развито ОДНОФАЗНОЕ и ТРЕХФАЗНОЕ питание(двухфазного не встречал), в штатах-часто встречается двухфазное. На Нево бортовая сеть трехфазная и оно же идет с берега, но также можно питаться однофазным.
Главное отличие трехфазного-многие устройства трехфазны(на Нево их нет), удобнее конечно однофазное-не надо заниматься балансировкой, но у меня выделенной мощности по одной фазе для Нево не хватает, поэтому питание 3 фазно.

Да,спасибо. Конечно же имелась ввиду однофазная цепь.

...если "дебаркадер"-делайте разводку как трехфазную, а потом скоммутируйте по факту берегового питания...
...для "яхтыЭ предпологающей "кругосветку"- достаточно 2 фазы, но с возможностью коммутации в одну(просто куском берегового фидера)..
удачи...

Юрий! Если не сильно влом,может,запостите обзор по электрооборудованию дебаркадера? Можно просто одни фоты с краткими комментами. Понимаю,что,возможно,кроме меня это никому и не надо.Интересуют прежде всего вводный и распределительные щиты по группам потребителей.

Edited at 2017-05-27 09:34 pm (UTC)

мне сейчас не до этого...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account